дата: 19 декабря 2018

Новости Альфа-Банка

Альфа-Банк представляет исследование «Пульс малого бизнеса» на основе замеров в ноябре 2018 года.
Индекс настроений малого бизнеса в ноябре 2018 года составил минус 32 пункта. Более пессимистично предприниматели были настроены только в ноябре 2015 года (минус 38). При умеренно-негативной оценке текущей экономической ситуации у предпринимателей резко ухудшились прогнозы на ближайшие шесть месяцев — индекс бизнес-ожиданий достиг минус 54 пункта. Это самая низкая отметка за время замеров.

Основные тренды:

Предприниматели чутко отреагировали на замедление роста российской экономики (по данным Минэкономразвития, темпы роста ВВП в III квартале составили 1,3% против 1,8% во II квартале) и резкое падение цены на нефть в ноябре 2018 года и дали больше негативных оценок ситуации в экономике, чем полгода назад.
85% респондентов считают, что текущая экономическая ситуация в стране тормозит развитие бизнеса и будет ухудшаться и в следующие 6 месяцев (63%). С начала года покупательская способность населения в стране ухудшилась (78% респондентов), и продолжит снижаться (68%).
Наиболее негативны в оценках на будущее представители оптовой и розничной торговли, которые находятся под давлением инфляционных ожиданий.
Описывая ситуацию в собственной компании, 47% респондентов отметили снижение прибыли, 28% — уменьшение среднего чека, 30% — сокращение числа клиентов.
В то же время за последние полгода выросло число компаний, которым удалось нарастить прибыль (18% респондентов), количество клиентов (28%) и средний чек (24%).
Расширение штата планирует каждая четвертая компания, 12% предпринимателей заявили о намерении повышать зарплаты.
Успешным свой бизнес считают 21% предпринимателей — эта доля практически не меняется.
Российские предприниматели понимают под успехом «высокий доход», «возможность расширения бизнеса» и «создание продуктов или услуг самого высокого качества». Это три главных признака успеха, которые наиболее часто называют наши респонденты.
Впрочем, в ноябре 2018 года в условиях замедления экономического роста компании малого бизнеса стали реже говорить о создании продуктов высокого качества как критерии успеха и чаще — о стабильности и сохранении текущих объемов бизнеса.
Существенно сократилась за последний год доля компаний, готовых продолжать деятельность для достижения успеха, — с 41% до 35%.
17% готовы закрыть или продать бизнес, если не достигнут успеха в обозримой перспективе (1-5 лет). Менять бизнес-модель или вид деятельности готовы 31% и 24% соответственно.
Основными проблемами предприниматели называют высокие налоги (49%), недостаток средств для развития (38%) и снижение спроса (37%).

«Опрос показал, что в целом текущее состояние и финансовые показатели компаний малого бизнеса довольно стабильны. Но предприниматели с беспокойством смотрят в будущее.
Настроения малого бизнеса довольно сильно коррелируют с динамикой цен на нефть и курсом рубля: это универсальные показатели, влияющие на темпы экономического роста, уровень доходов населения, темпы инфляции. При этом значительная часть ритейлеров по-прежнему очень зависит от импорта и чутко реагирует на изменение курса. Из внутренних факторов самым значимым стала налоговая нагрузка. Доля предпринимателей, которые называют проблемой № 1 налоги, растет с 2017 года по мере усиления государственного регулирования и контроля за малым бизнесом. Сейчас на настроения влияет повышение ставки НДС с 2019 года. Предприниматели осознают, что налоговая нагрузка вырастет, при этом уровень доходов в условиях снижающегося потребительского спроса может пострадать», — комментирует руководитель направления маркетинга массового бизнеса Альфа-Банка Ольга Третьякова.

В опросе участвовало 3849 клиентов банка — индивидуальных предпринимателей, руководителей и собственников компаний с выручкой до 350 млн рублей в год. Респонденты представляют основные отрасли, в которых занят российский малый бизнес, — розничная и оптовая торговля, строительство, IT, маркетинг и бизнес-услуги, производство, грузоперевозки.
Вопросы, задаваемые респондентам, охватывают следующие темы:

На основе полученных ответов рассчитан «Индекс настроений малого бизнеса». Согласно методике, значения индекса могут изменяться от ?100 до 100. Положительные значения показывают, что позитивные настроения превалируют над негативными, отрицательные значения характеризуют преимущественно негативные настроения.
Индекс замеряется с 2015 года, дважды в год — в июне и ноябре.

Источник: creditpower.ru

Добавить комментарий