дата: 5 января 2019

Авто-экзотика/Западноевропейские и Канадские вариации кузовов легендарной отечественной Lada Niva о которых на родине могли только мечтать

В очередной статье посвященной редким автомобилям, речь пойдет о легендарном отечественном внедорожнике с несущим кузовом который в конце 1970-х годов прошлого века своим появлением создал и открыл целый новый класс автомобилей, ныне именуемый как — «кроссовер» (хотя негласно по сути первым представителем данного класса все таки стал — ИЖ-14)! Итак сегодня пробежимся по самым интересным кузовам и проектам модернизации Lada Niva…

Разработанный и сконструированный на заводе в Тольятти ВАЗ-2121 «Нива» увидевший серию в 1977 году можно без сомнений назвать самым популярным советским автомобилем на Западе. В свое время в странах западной Европы эта машина пользовалась большой популярностью и произвела фурор, в том числе из-за выигрышного сочетания цены и качества, по которым внедорожник успешно превосходил многих иностранных конкурентов. Именно благодаря исключительному сочетанию комфорта и внедорожных качеств «Нива» мгновенно завоевала признание не только в нашей стране, но и за рубежом, а именно в стран западной Европы: Скандинавии, Финляндии, Франции, Германии, Италии и даже других континентов Канады и Австралии. За рубежом почти сразу после начала поставок началось стремительное приспосабливание «Нивы» к различным сегментам рынка. Одним из таких вариантом явилось создание «пляжного» автомобиля и открытых версий.
Поскольку элементарный монтаж матерчатого люка в крышу автомобиля как это было сделано в 1981 году компанией Deutsche Lada в версии NIva California

Lada NIva California была создана для любителей ощущать открытое небо над головой в 1981 году компанией Deutsche Lada предлагала специальную модель NIva с огромным матерчатым люком на всю величину крыши. И кстати подобная версия с индексом 212101 была доступна к заказу вплоть до 2009 года!

Такой кузов конечно не превращал «Ниву» в «пляжный внедорожник», так некоторые дилеры своими силами стали видоизменять стандартные кузова «Нив» в кузова типа фаэтон, ландо или кабриолет. Многие из этих вариантов даже получили в народе собственные звучные названия и прозвища типа Niva-Kazbek или Niva-Lando.
Пожалуй, пальма первенства в создании кабриолета на базе «Нивы» принадлежит французской компании Poch — эта компания занималась импортом ВАЗов во Францию и у нас в стране известна в основном благодаря победам ее гонщиков на наших «Нивах» в гонках Париж-Дакар. Компания Poch благодаря энергии ее основателя Жан Жака Пока, вообще была одним из самых активных импортеров советских моделей. Именно она активно продвигала наши машины в европе. А еще фирма Poch первой во Франции придумала демонстрировать автомобили в супермаркетах. И были это наши «Лады». Переделка стандартных «Нив» в кабриолеты осуществлялась французским кузовным ателье Lebranchu, а уже продажи осуществлялись через сбытовую сеть Poch. Кабриолеты, получившие название Plein Soleil (под солнцем), начали выпускаться в начале 80-ых годов ХХ века и изготавливались по сравнительно простой технологии — просто отрезалась задняя часть крыши, а чтобы компенсировать ее отсутствие усиливались оставшиеся силовые элементы конструкции кузова. Поскольку отрезанная крыша снизила жёсткость кузова, которую надо было как-то компенсировать, для этого вдоль нижней кромки оконной линии задних пассажиров вваривались два швеллера, которые соединяли поперечной балкой сверху дугой, которая формирует каркас крыши. Так в 1982 году появилась первая открытая версия кабриолета Lada 4×4 Niva Plein Soleil от французов

Кстати на первом прототипе кабриолета стояли оригинальные наружные боковые зеркала Vitaloni baby tornado аналогичные устанавливаемым на Lamborghini Countach! Правда в серию машина пошла с более простыми зеркалами от Fassetta

К машине полагалось два тента накрывающих кузов от непогоды. Первый, тёмный многослойный — зимний ; второй — тонкий и светлый, его полагалось надевать летом

Убирался тент путем отстегивания по периметру и аккуратным складываем за спинку заднего сиденья, затем складывался его каркас. Всего до 1989 года было продано более 1000 экземпляров кабриолетов Lada Niva Plein Soleil от Poch.

Так же в 1984 году французская компания Poch представила довольно футуристический и психоделический пакет пластикового обвеса для изначально довольна утилитарной отечественной "Нивы", так появилась Lada 4×4 Niva St-Tropez (Сан-Тропе) для рынка Франции

Автором пакета для столь резкой смены имиджа советского автомобиля стал французский дизайнер Патрик Жиро. В итоге оригинальные автомобили очень мелкими партиями продавались вплоть до 1987 года. А впоследствии под этим же именем машина предлагалась с куда более скромным видом, где от прежней психоделики остались только необычного вида бамперы.

Одним из свидетельств популярности Niva можно назвать например то, что в таких странах как :Франция, Германия, Бельгия и Дания этот автомобиль продавался не только в оригинальной комплектации, но и получил множество различных модификаций. Европейцы сами серийно переделывали «Нивы» на свой лад с учетом потребностей местных покупателей. Именно так в Германии на свет появилась одна из разновидностей ВАЗ-2121 – кабриолет Deutsche Lada Niva Cabrio.
В конце 1983 года немецкий импортёр ВАЗов Deutsche Lada Automobil GmbH представил свой вариант кабриолета на базе «Нивы», разработкой которого по заказу занималось немецкое кузовное ателье GWS из города Volksingen. Кабриолет явно делался с оглядкой на французскую конструкцию, но в отличие от нее немецкий вариант полностью лишился силовых элементов крыши и боковых стоек, а для усиления кузова был использован трубчатый каркас. Полностью была переделана задняя часть автомобиля, в результате чего появился маленький багажник с индивидуальной дверкой и фонарями от ВАЗ-2101

В салоне были установлены сиденья с усиленной боковой поддержкой и регулируемыми подголовниками для передних и задних пассажиров, а так же ремни безопасности. А более эффектный вид автомобилю придавали окрашенные в цвет кузова пластиковые расширители крыльев в сочетании с широкими шинами и легкосплавными колёсными дисками, а также новые гармонично интегрированные бампера

Немецкий кабриолет был значительно дороже французского. Все открытые немецкие Нивы обозначались просто — Lada Niva Cabrio. Предположительно, таких автомобилей было выпущено считанные единицы.
А с 1985 года вплоть до начала 1990-х годов "Дойче Лада" предлагала своим покупателям более спартанскую версию кабриолета. На этот раз превращением закрытого кузова в открытый по заказу занималась немецкая фирма Thiele Spezialfahrzeugbau GmbH из города Бремен. Кабриолет предлагался в двух вариантах — Cabrio UT и Cabrio L. Версия UT отличалась отсутствием заднего сиденья и представляла собой утилитарный двухместный кабриолет. Чтобы отделить багажный отсек от передних сидений в салоне UT была установлена перегородка, также отдельной опцией предлагалась специальная пластиковая надстройка на заднюю часть автомобиля, одновременно выполнявшая функции задней стенки кабины и крышки грузового отсека

В свою очередь версия L была полноценным четырёхместным автомобилем кабриолетом. Кроме того в отличие от Cabrio UT, в базовой комплектации Niva Cabrio L оснащалась стеклоочистителями фар и, соответственно, задними ремнями безопасности

Для более требовательных покупателей также предлагался целый ряд опций таких как: усилитель рулевого управления, спортивный кожаный руль, кресла Recaro, ковровое покрытие пола, расширители колёсных арок, легкосплавные диски колёс с широкими покрышками, лебёдка и много другое. По некоторым данным с 1985 по 1987 год было произведено около 600 кабриолетов. Большая часть из которых была реализована в ФРГ и ГДР, остальные были экспортированы в другие страны, некоторая часть была реэкспортирована в СССР и Россию.
Кроме того, в Германии была выпущена модификация Kosak (казак — в переводе). Так называемая sondermodell, то есть специальная ограниченная версия от "Дойче Лада" отличающаяся обвесом и рядом опций, которая предлагалась как в обычном закрытом кузове так и в виде кабриолета

Так же примерно в то же время на голландском рынке импортером Gremi Auto-import продавался кабриолет Lada Niva Savanne

Достоверно утверждать нельзя, но учитывая схожесть конструкции с немецкой Lada Niva Cabrio UT/L, можно предположить, что машины для разных дилеров могли "резаться" даже в одном и том же кузовном ателье, откуда потом расходились на местные рынки, получив собственные названия, более подходящие и звучные для местных условий.

В конце 1980-х годов французский дилер ВАЗа Poch S.A. представил очередную попытку модернизации стремительно стареющей к тому моменту модели Lada Niva. Так в 1987 году появился пакет обвеса — Lada Niva 4×4 Denim

И кстати на данной машине так же стояли наружные зеркала Vitaloni baby tornado!

Автомобиль явно был адресован молодым покупателям, ведь Denim в переводе звучит как — джинсы. И правда такой вариант рестайлинга заметно освежил и осовременил облик отечественного внедорожника, путем замены бамперов на пластиковые, выполненные в стиле модели Lada Sputnik (ВАЗ-2108), элегантного спойлера на крышу и накладок на пороги, машина заметно скинула в возрасте по внешнему виду! Хотя с точки зрения проходимости, конечно подобные нововведения вряд ли улучшали ее качества.
Очередные свежие штрихи в дизайн данного пакет внесли в следующем 1988-89гг., так появилась Lada Niva Grand Large (перевод — большой-широкий)

В таком виде "Нива" была доступна до 1992 года.

В 1987 году в Великобритании поступила в продажу топ-версия базовой «Нивы», получившая обозначение Lada Niva Cossack (опять же перевод звучит как — казак) и предлагавшаяся, наряду с базовым вариантом, на протяжении всего времени продаж «Нив» в Англии. Отличия от базовой модели внедорожника в основном заключались в установке дополнительного оборудования: люка в крыше, легкосплавных дисков колёс, пластиковых накладок на колёсные арки и т.д. Под капотом стоял все тот же 1.6 литровый 75-сильный четырехцилиндровый ВАЗовский карбюраторный мотор. А вот в коробке англичане добавили 5-ю передачу!
Так же существовала и открытая топ-версия — Niva Cossaсk Cabriolet. По сути машина представляла собой 100% копию французских кабриолетов разработки кузовного ателье Lebranchu. Ведь машина делалась практически по тем же канонам построения кабриолета :первым делом чопорные жители туманного Альбиона наши экспортные Нивы полностью разбирали ;кузов из белого цвета (таким его привозили в Англию) перекрашивали в более жизнерадостные цвета и более качественно, так что слишком быстро "английские" Нивы не ржавели ;помимо этого автомобили получали дополнительную антикоррозийную защиту ;а также другое мягкое напольное покрытие и вставки в дверные панели из того же материала ;ну а усиление жесткости кузова в целом напоминало французскую схему. Правда англичанам пришлось поменять конструкцию пятой двери, хотя ее здесь практически не осталось, на неё все же повесили запасное колесо. Поскольку у "Нивы" оно штатно крепится в моторном отсеке, но на оригинальных литых 15-дюймовых дисках K&N Starmag (именно с такими колёсами англичане выпускали наши "Нивы" на свои дороги), поскольку "запаска” туда просто не помещась, поэтому ее решили вешать сзади.

Тогда англичане даже проводили сравнительные тест-драйвы наших "Нив" с Dacia Duster 4×4 (самобытной румынской конструкции, он ней я расскажу позже!), которые появились в Великобритании в 1985 году, с Suzuki Soft Top и даже с Range Rover в открытой его версии! И тогда Нива выигрывала по очень многим показателям, во всяком случае по проходимости – всегда.

На североамериканском рынке компанией Lada Cars of Canada (Канада) также предлагались открытые версии названные Lada Niva Cabriolet. Где открытые версии "Нивы" продавались уже после распада СССР в 1992 и 1993 годах. В свою очередь от европейских открытых версий они отличались довольно серьезно (и не столько наружной светотехникой подогнанной под американские стандарты), ведь машина представляла из себя не кабриолет, а по сути кузов ландо. Со срезанной задней частью кузова (накрываемой тентом при непогоде) и жесткой крышей над водителем и передним пассажиром, в которую был врезан простой подъемный люк

В те времена машина уже выглядела устаревшей, поэтому ее пытались освежить при помощи внешнего тюнинга, путем установки пластиковых накладок от итальяно-испанского импортера "Нив" Maortorelli. У итальянских версий заимствовали накладки на крылья и бамперы, фальш-решетку радиатора, так же по желанию клиента "кабриолет" можно было украсить не только пластиковым обвесом, но и защитным "кенгурятником" и легкосплавными дисками BSA

Картину дополнял люк в передней части крыши и улучшенная тканевая оббивка салона. Всем эти занимался основной импортер "Нив" в "Новый свет" из города Галифакс провинция Новая Шотландия.

Идентичный обвес импортёр Martorelli ставил на — Lada Niva iKRA для рынка Испании, и почти аналогичную модель Lada Niva GLX для рынка Италии

Так же за два года в период с 1992 по 1993 год в Канаде было построено несколько десятков пикап-ютов созданных все в том же городе Галифакс на предприятии Halifax Autoport, что в провинции Новая Шотландия. Они были созданы с использованием стандартных компонентов от "Лада Нива", которые скрестили с кузовом от пикапа Chevrolet путем сварки деталей. В результате чего получился довольно интересный гибрид российского внедорожника и американского пикапа. Американские гены в получившемся "грузовике" явно выдавали задние фонари и в общем задняя часть кузова

Так же отечественная легенда мирового автомобилистроения продавалась в странах Австралии, Новой Зеландии и Южной Америки, но машины для тамошнего рынка мало чем внешне отличались от тех что продавали в родном отечестве.
P.S. Так же по теме советую почитать очерк о том как японцы из компании "Хонда" украли нашу концепцию дизайна новой "Нивы" которая так и не увидела света ;каким образом на чисто отечественной машине ВАЗ-2123 появился "крест Шевроле" ;ну и там же как могла выглядеть "Нива" созданная на базе LADA платформы «С» которую запретил концерн "Рено-Ниссан" ;все это в статье — Лада Нива которых многие не знают и японский плагиат!. А также статью о том как могла выглядеть новая нива XXI века по версии одного из талантливых отечественный дизайнеров в свой 40-летний юбилей — О том как могли выглядеть современные потомки легендарных отечественных автомобилей. И прочие статьи серии «Авто-экзотика»!

Источник: drive2.ru

Добавить комментарий