дата: 27 декабря 2018

Рено, вино и «быстрая гора». Поездка в Черногорию.

Зима в средней полосе дело такое… Особенно тяжело в Москве – серость, грязь, реагенты и… апатия. Не знаю, как у вас, а у меня при первом выпавшем снеге, превратившемся в жирную коричневую кашу, возникает только оно желание: свалить – туда, где хотя бы под ногами сухо и чисто.

Команду Renault я знаю давно и, что называется, с удовольствием: вместе нами пройдены многие километры гонок, тестов и других автоспортивных событий, а благодаря своей работе в гоночной команде Russian Racing Group я неоднократно сталкивалась не только с формульными и другими гоночными Renault, но и самыми, казалось бы, обыкновенными, но подготовленными для соревнований Logan, которые есть в автопарке команды. Эти машины отлично себя показывают как на кольцевых гонках, так и на соревнованиях по ралли, ралли-кроссу или на ледовых трассах.

Помните Гонки Звезд «За рулем», в том числе и на Центральном ипподроме в Москве на Беговой? Победители в отборочных заездах выступали там на одинаковых Renault Logan, так что эта нехитрая машинка зарекомендовала себя с самой лучшей стороны и не случайно получила прозвище «неубиваемой»: нужно очень постараться, чтобы ее сломать.

Не открою я тайны и в том, что именно Renault Logan были самой популярной машиной среди таксистов еще несколько лет тому назад, пока им на смену не пришли более «гламурные» Hyndai Solaris – и все благодаря той же прочности и выносливости. И неприхотливости. А также благодаря своей подвеске, которая отлично работает как в гражданской жизни, так и в автоспорте, и позволяет благодаря некоторым изменениям настроить автомобиль для участия в гонках.

Я искренне уважаю эту рабочую лошадку – небольшой, простой и бюджетный автомобиль, который готов верой и правдой отрабатывать свой хлеб и с непритязательным упорством служить своему хозяину. И поэтому с удовольствием откликнулась на приглашение компании Renault испытать его новую версию Stepway, основное отличие которой от обычного Logan заключается, пожалуй, в увеличенном на 2 см клиренсе и еще в нескольких функциях, о которых я расскажу позже.

Скажу честно, передо мной не стояло никаких особых задач: мне просто было интересно, насколько новая версия имеет практический смысл или является, проще говоря, маркетинговым ходом. Впрочем, никакого секрета в ответе и нет: даже сами представители бренда говорят о том, что это маркетинг, хотя и достаточно полезный.

МОНТЕНЕГРО

Одним из самых приятных обстоятельств предстоящего тест-драйва была возможность попасть из московской жирной слякоти в теплую осень Монтенегро. Эта совсем небогатая страна последнее время оказалась весьма привлекательной для россиян не только из-за своего климата и недорогой недвижимости, а еще и благодаря исключительной близости к Евросоюзу, куда она намеревается вступить. Благодаря паломничеству наших с вами соотечественников жилье здесь подорожало, а летние сезоны стали напоминать своей многолюдностью курорты вроде Сочи. Однако, здесь все еще очень несложно получить вид на жительство: ведь для этого достаточно зарегистрировать компанию с уставным капиталом от 1 евро.

Здесь вовсю идет глобальная стройка, местные говорят, что уровень жизни повышается, а происходит это в основном благодаря туризму и россиянам. Говорят также, что если местный житель может прожить в месяц на сумму порядка 100-200 евро, то каждый турист из России тратит как минимум 1000: арендует жилье, покупает еду, товары, ходит в рестораны. Поэтому к русским тут относятся довольно тепло, и почти все население так или иначе говорит по-русски.

В аэропорту Тиват нас ждало два ряда ярких новых машин на российских номерах, которые неделю назад пересекли на автовозах границу с Черногорией, а затем вызвали небольшой переполох: местные жители решили, что русские не привезли машины для каких-то целей, а наоборот – спешно покидают страну и увозят с собой свои машины.

Среди новеньких Renault были не только Logan: пополнение произошло и в другом семействе – Sandero, которое также получило в свои ряды новобранца Sandero Stepway. Обе модели предлагались нам на тест-драйв с тремя вариантами трансмиссии: механикой, автоматом и вариатором. Чисто внешне они выглядели похожими на небольшие кроссоверы – и особенно это касалось хэтчбэка Sandero.

Дороги в Черногории отлично подходят для испытания автомобилей: и подвески, и коробки, и мотора – и вообще всех составляющих. Если в прибрежных туристических районах все еще более-менее в порядке, то как раз в горы и надо ехать, чтобы «всплыли» все проблемы. Здесь узко, тесно, заковыристо, постоянные серпантины, гравийные участки, ямы и дырки в асфальте. Сразу понимаешь, что почем.

«БЫСТРАЯ ГОРА»

Вообще все эти крутые тропинки, по которым вполне может проехать один автомобиль, а два уже ни за что не разъедутся, вызывают огромное желание проводить здесь ралли и подобные соревнования. Наш проводник и экскурсовод Олег Обухов, который уже несколько лет живет в Черногории и входит в число организаторов местного внедорожного клуба, рассказал, что здесь проходит ежегодно 3 этапа Кубка по ралли Балканских стран, а еще местные организаторы поводят здесь соревнования, аналогичные Подъему на холм, которые называются в переводе на русский «Быстрая гора».

После несчастного случая, произошедшего несколько лет тому назад, соревнования хотели закрыть, но местная авто-мотофедерация взяла их под свою опеку и ужесточила требования безопасности к автомобилям-участникам, которые теперь все имеют каркас безопасности, системы пожаротушения и отключения массы, спортивные сиденья-ковши и пятиточечные ремни безопасности. При этом, по словам Олега, это все равно старые и недорогие автомобильчики вроде Peugeot 106, 206, Renault Clio, Volkswagen Golf и т.п. Он же рассказал, что несколько раз на эти гонки приезжали русские на мощных машинах вроде Subaru WRX STI, но все равно проигрывали, т.к. местные дороги требуют не мощности, а вката.

Вот и мы два дня вкатывались в эти дорожки на своих Renault Stepway, и надо сказать, что увеличенный клиренс в каких-то ситуациях мешал – но, скорее, чисто психологически (высокая посадка как в небольшом кроссовере поначалу создавала дискомфорт) – а в некоторых очень даже помогал. Так, однажды мы встретились на узкой тропинке с грузовым MANом и, чтобы разъехаться, нам пришлось съезжать в довольно глубокую канаву на обочине. Также этот клиренс помогал свободно себя чувствовать вне пределов дорог, например, когда хотелось съехать в живописную речку или подняться в гору, чтобы сделать красивые фотографии.

НЕМНОГО ВПЕЧАТЛЕНИЙ О ТРАНСМИССИИ, ПОДВЕСКЕ И САЛОНЕ

Могу сказать сразу, что автомат и вариатор в условиях горных дорог мне показались некомфортными. Вполне возможно, что в городе оба этих варианта трансмиссии себя вполне оправдывают, но в горах, где нужна быстрая реакция на любую ситуацию, задумчивость и неторопливость этих КПП вызывает исключительно раздражение. И даже ручной режим управления не снимает этих проблем. И совсем иное дело механика: такое впечатление, что ты пересаживаешься на совершенно другую машину: пусть и не очень мощную (102 л.с. против 113 у вариатора), но сообразительную и с хорошей реакцией. Так что скажу честно – два последних блока теста, когда мне довелось управлять как Sandero Stepway (в горах), так и Renault Stepway на МКПП, стали самыми веселыми и позитивными из всех трех дней тест-драйва.

Кстати, к подвеске вообще не возникло никаких претензий: очень энергоемкая, хорошо сглаживающая неровности дороги, не подкидывающая тебя на кочках и при этом достаточно жесткая, чтобы не укачивало, даже если ты утыкаешься в планшет с навигацией или в телефон с почтой. Все это, конечно, общие слова, которые пишут во всех тест-драйвах, но главным мерилом всегда является собственная пятая точка, так вот, я могу сказать, что даже на простеньких сиденьях рено безо всякой там продвинутой боковой поддержки мой организм чувствовал себя вполне комфортным образом. Его не укачивало, не кидало из стороны в сторону на серпантинах, не раскачивало вверх-вниз на кочках черногорских гравиек. Организм сидел ровно безо всяких усилий и с удовольствием смотрел на все пробегающие пейзажи, кои изобиловали обильной красотой.

Обуты машины были в Nokian Nordman 16” – не самая лучшая резина, но опять же вполне достаточная для этих автомобилей в гражданском использовании и сопоставимая в ценовом соотношении с самой машиной.
Кстати, надо сказать, что на нашем пути встречались самые разнообразные покрытия – от чистого и сухого асфальта или асфальта, обильно смоченного дождем, до грунта и гравия, а также льда и снега. Снег и лед встретили нас преимущественно в первый день испытаний, когда мы, поднявшись на высоту порядка 1900 метров, смогли созерцать всю красоту Балкан и заодно проверить, как себя чувствуют наши Renault на скользкой дороге. При этом на солнечной стороне асфальт был совершенно сухой, но чередовался с участками льда там, где деревья отбрасывали тень. Честно говоря, чувствовали Renault себя вполне нормально: проблем выбраться со снежной обочины, где мы остановились, чтобы сфотографировать «межгалактическую медузу» не возникало, брюхом мы нигде не сели, на льду тоже все было спокойно. Это зависело, конечно, не только от возможностей машины, но и от разумности действий водителя, но Sandero и Logan вели себя безупречно.

Я только хочу сейчас отметить, что все мои хвалебные речи написаны исключительно с пониманием того, что разговор идет о весьма бюджетном моноприводном автомобиле. К нему не предъявлялись требования как к полноприводному внедорожнику или премиальному полноприводнику с изощренной подвеской; когда понимаешь, чего ждать не нужно, гораздо проще дать адекватную оценку.

Конечно, у него есть и свои недостатки – местами он шумноват, не всегда достаточно комфортен в салоне, есть претензии по настройкам дальнего света – нам показалось, что дальность его действия совсем невелика, в дождь у нас запотевали окна, и включенный кондиционер не сильно их спасал – для этого нужно было врубить его на максимум.

Были претензии и по настройкам сидений и руля: рулевую колонку можно было настроить лишь по высоте, а по вылету так и не сделали, что касается сидений, то поднять/опустить можно только водительское: у пассажирского эта функция не предусмотрена. Но за свои деньги новые Logan Stepway и Sandero Stepway очень приятные машины и, главное, они исключительно заинтересовали местных таксистов, которые в местах остановок в черте города собирались вокруг довольно быстро и осматривали машину со знанием дела и пониманием ситуации. Им нравилось все – и кузов с увеличенным клиренсом и пластиковыми накладками на арках, и большой багажник, и вместительный салон. Logan, кстати, получил еще и новый бампер.

Единственное, что им не понравилось в нашем Logan, это бензиновый двигатель. Бензин здесь стоит дорого, и даже с расходом в 6-7 литров им это накладно. А вот дизельный автомобиль, они сказали, с удовольствием бы купили. А таксисты понимают толк в машинах. Так что можно сказать, что рынок в Черногории уже готов 🙂
Что касается двигателей, то обе модели поставляются с тремя вариантами моторов: 1.6 литра 8 клапанов мощностью 82 л.с., 1.6 литра 16 клапанов мощностью 102 л.с. и 1.6 от Nissan мощностью 113 л.с.

ВИНО

Вторая половина второго дня у нас была весьма удачной: мы направились в винарню (т.е. винодельню) Lipovac на дегустацию местных вин. Расположена винодельня на горных склонах Граджани недалеко от Скадарского озера. Выяснилось, что владельцем винодельни является российский бизнесмен Равиль Шайхутдинов, который был столь вдохновлен грузинским виноделием, что также решил посвятить себя ему.

Виноделие дело не быстрое. Говорят, даже при правильном ведении хозяйства, прибыль оно начинает приносить через два-три поколения владельцев, в начале же это сплошные затраты. Затраты и на приобретение лозы, и на строительство помещений под виноделие, специальных подвалов со строго определенным режимом температур и влажности, и наем специалистов, и создание своего рецептурного фонда купажей.

В Липовац 22 гектара виноградников, и это единственная винодельня в Черногории, имеющая географический знак качества продукции, т.е. производит вино исключительно из своего винограда. Кроме того, здесь достраивают гостиницу, где можно остановиться, соединенную с винными погребами специальным коридором.
Здесь, помимо традиционных технологий производства и созревания в иноксе и бочках из французского дуба, используются также глиняные амфоры и квеври. Способ изготовления вина в амфорах известен еще с 8 века до н.э. – так изготавливали вина в древнем государстве Урарту. Для этих целей здесь даже построено специальное помещение, где амфоры зарываются по горлышко в грунт, и вино рождается в них.

После небольшой экскурсии по владениям нам предложили дегустацию четырех сортов местного вина, которое производится в винодельческом хозяйстве “Lipovac” : белое шардоне «Идея», которое, пожалуй, оказалось самым удачным из всех, розовый купаж «Гармония», который показался мне не столь гармоничным, и два красных сорта – «Модель» и «Концепт». Самый дорогой из них – Концепт – стоит порядка 20 евро за бутылку и показался самым сложным из всех. Самый дешевый сорт – Модель — стоит 7,5 евро за бутылку. По словам представителей винодельни, все вино распространяется только через рестораны и бары и не подлежит продаже в розницу.

Мне повезло с моим ко-драйвером – коллегой и настоящим боевым раллийным штурманом Стасом Шустицким, который пишет для журнала «5 колесо»: после того, как я продегустировала местные вина, он благородно довез меня до отеля, где и аккуратно выгрузил. И еще одним плюсом к дегустации была возможность поштурмить в горах в темноте, ибо светает в это время в Черногории довольно рано (в 7 утра уже светло), а вот темнеет, как и во всех приморских городах, в Будве быстро, и в 5 вечера кажется, будто на дворе уже середина ночи. Да и не просто поштурмить, а поучиться это правильно делать, ибо Стас съел на этом собаку. Главное, что я поняла, что нервы должны быть стальными)

ЦЕНЫ:
Кросс-седан Renault Logan Stepway предлагается по цене от 662 990 рублей, а обновленный Sandero Stepway – от 709 990 рублей за версию Life с двигателем 1,6 л (82 л.с.) с механической трансмиссией.
Кросс-седан Renault Logan Stepway City (вариатор) предлагается по цене от 787 990 рублей, а новый Sandero Stepway City – от 814 990 рублей в комплектации LIFE.

Источник: drive2.ru

Добавить комментарий