Новый 1996й год в Ставрополе начался с хорошей новости : из Турции прибыла четвертая — последняя — партия уже полюбившихся горожанам автобусов Мерседес О325 в количестве 15 машин.
Образцовая машина 524 из последней поставки
В первые дни января водители СПАТП-1 наблюдали за выгрузкой новеньких Мерседесов в так называемом "московском" варианте (планетарные двери, иная окраска) с корабля, совсем недавно прибывшего из Стамбула в порт Новороссийска. А ровно через год — в январе 97го — с другого конца планеты, а именно — от порта Пусан, крупнейшего порта Южной Кореи, отправился в дальнее плавание паром с другими иномарками — куда меньшего размера, но не меньшей значимости для транспортной инфраструктуры города. Но обо всем по порядку.
К середине 90х годов стало понятно, что городу нужны не только новые автобусы. К примеру, в городе просто не было нормального таксопарка, а учитывая, что в город все чаще приезжали разного рода известные люди — "актеры больших и малых театров" — ситуация была аховая : известная личность порой не могла добраться до гостиницы! Перед гостями города ударять в грязь лицом ох как не хотелось… В итоге получалась интересная картина : люди по-беднее ездили на новых Мерседесах (пусть и автобусах), а по-богаче… Это и подтолкнуло руководство города к созданию муниципального парка такси, и надо признать — весьма неординарному.
Несмотря на то, что закупка машин проводилась, проще говоря, "по тихому", разного рода слухи все равно проникали в массы. Но как говорится, пока своими глазами не увидишь — не поверишь. Но, как позже выяснилось, увидев — тоже поверишь не сразу.
Мартовским вечером все того же 1997го большая группа водителей — около 60ти человек — прибыла на Железнодорожный вокзал Ставрополя. Задание было сформулировано предельно кратко — перегнать в парк машины, прибывшие поездом. В качестве сопровождения была выделена целая колонна автомобилей ДПС, что еще больше интриговало собравшихся. Хотя куда больше — ожидая разгрузку, кто-то из водителей обратил внимание на то, что кроме обычных пломб ворота товарных вагонов были… заварены! Это необычное обстоятельство еще сильнее оттянуло разгрузку, но когда ворота наконец открылись, все ахнули : товарняк был под завязку забит новенькими корейскими машинами!
Задача была предельно простая — максимально быстро и незаметно перегнать машины в парк. К тому времени, как выгрузка завершилась, уже стояла глубокая ночь, дороги опустели, и путь "на базу" занят от силы минут 15. Все машины разбили на несколько групп, группам выделили по две — три машины ДПС и пустили по разным маршрутам. Возможно, звучит в какой-то степени неправдоподобно — будто сюжет из какого-то приключенческого фильма, но — из песни слов не выкинешь, время было неспокойное, машины — недешевые, а бережёного… ну сами знаете.
Утром в парке царил самый настоящий фурор. Представьте, вечером люди ушли домой с работы, а утром обнаружили на территории пятьдесят новеньких, неведомых ранее иномарок бизнес-класса!
…Наверное большинство из Вас, дорогие читатели, уже начинают напрягаться — столько букв, а про сами машины почти ни слова! Но в этом же самая соль — понимаете, какова была интрига? Люди, видевшие все это своими глазами, были заинтригованы никак не меньше вашего!
Новыми автомобилями оказались неизвестные в наших широтах Hyundai Sonata Y3. Последние из дорестайлинговых машин третьего поколения попали туда, где и марку-то такую знал далеко не каждый, поэтому водители отнеслись к новинкам скептически : корейцы умеют делать машины?! Они же развалятся на наших дорогах!
Но скепсис быстро развеялся : неплохой по европейским меркам автомобиль после задрипанных Волг казался просто чем-то инопланетным! Двухлитровый двигатель Hyundai G4CP мощностью 104 л.с., основой для которого послужил четырехцилиндровый двигатель Mitsubishi Sirius (корнями уходящий вообще в 1976 год), конечно, не делал из почти пятиметрового седана суперкар, но все же был довольно мощным и эластичным, и как позже выяснилось — надежным. Эргономика была на уровне, а удобный и уютный велюровый салон дополняло неплохое оснащение — чего стоили одни только электростеклоподъемники на всех четырех дверях!
Сами машины, кстати, немного отличались исполнением. Не вся партия машин предназначалась для работы в такси : в новое "Такси 001" ушло 43 машины черного и темно-зеленого цвета.
Зеленых машин было чуть больше, комплектация у них была немного богаче (навскидку — имелся штурманский свет), с завода был установлен корейский таксометр. У черных — на крыше была оригинальная корейская "шашка".
Еще одна зеленая машина стала служебным автомобилем директора парка, Бочерова Николая Ивановича. Этот автомобиль не имел никаких опознавательных знаков, но был оснащен двумя рациями. Первая — для связи с диспетчерской или водителями Такси-001 (позывной Соната-2, у диспетчерской — Соната-6, машины — начиная с Сонаты-10 и заканчивая Сонатой-53). Вторая — для связи с водителями и диспетчерской автобусов : позывной Уран-2, диспетчерская — Уран-5, водители — Уран (гаражный номер автобуса). Позже город подарил Николаю Ивановичу личную Сонату очень красивого цвета — единственную в серо-голубом металлике и с кожаным салоном. Что интересно, изначально машина так же была служебной у Николая Ивановича — на зеленой директор ездил с личным водителем, а на голубой — сам. Этот автомобиль жив и сегодня, хоть и уже в других руках.
Так же было 8 машин белого цвета (были переданы в администрацию и МВД) — как минимум одна точно жива до сих пор, хоть и изрядно потрепана…
одна из восьми белых машин, конец 90х
…и одна в красивейшем вишневом металлике (водители говорили "Соната цвета Майя" — видимо, по аналогии с вазовским металликом схожего оттенка. Этот автомобиль ушел в Минздрав, следы утеряны.
такая машина была в Минздраве
Конечно же, без жертв не обошлось — три или четыре машины были разбиты "в ноль" в первые пару лет, став донором уцелевших кузовных частей для остальных автомобилей.
кадр из уникального любительского видео. Жизнь кипит! Виден остов одной из разбитых Сонат
Машины, кстати, обслуживались строго по регламенту, был даже диагностический прибор, приехавший из Кореи все в том же товарняке — нечто похожее на тетрис в желтом прорезиненном корпусе, с приятной голубоватой подсветкой дисплея. Приборчик этот хранился в сейфе, но это его не спасло — ближе к нулевым ему благополучно "приделали ноги" — скорее всего, он отправился на только что открытую фирменную СТО Хёндай.
Из воспоминаний одного из водителей, моего друга и автора большинства предтсавленных фотографий, Алексея Вдовина:
"…Приветствие практически у всех было одинаковое. "Соната-6, всем Сонатам добрый день. 38й до часу ночи, на Пазарджик." Или место стоянки не указывалось и тогда диспетчер говорил расстановку : "Добрый день, Соната-38. На юге 5, на Нижнем 4, север 2, центр 5" И ты если принимал решение остаться в центре говорил место стоянки. "Понял. Пазарджик" или "Понял. Автовокзал."
одна из оставшихся Сонат в наши дни все еще дежурит на Автовокзале
Стоянки были на Цветочном рынке на Тухачевского, в кармане напротив Филармонии (пр. Карла Маркса), в кармане на Автовокзале, Пазарджик, м-н Изобильный на Юности. Хотя стать можно было практические везде, но там народ знал что стоят именно сонаты. Частники бухтели что становимся иногда на их точках, но магическая фраза "Муниципальное такси!" заставляла засунуть язык куда подальше.
Графики работы были… 1день с 7 до 19 с двумя часовыми перерывами на обед, второй день с 15 до 01, третий с 17 до 03, четвертый с 19 до 07. Про то что нужно пообедать, если много работы, напоминали диспетчеры. Потом два выходных и снова 4/2
По поводу частников — их практически не было, потому что тогда абы кто не мог перевозить людей и бомбил гоняли. Это сейчас бардак, а тогда два таксопарка — мы и "005" — и по паре армян на крупных остановках.
Потом Автовокзаловское такси было первым создателем хаоса. Сотни Волг в аренде, и у всех — разные хозяева…
Машина перед выездом всегда должна быть чистой и заправленной, а водитель должен обязательно пройти строгую медкомиссию. Вообще попасть на Сонату было очень сложно — был экзамен на знание города, нужно было быть ответственным, опрятным и вообще хорошо зарекомендовать себя на предприятии. Машину нужно было содержать в чистоте и аккуратно ездить.
Часто возили артистов. Помню что рассказывали как возили Кадышеву, Отпетых мошенников, но были и другие — сразу и не вспомнишь. Так же в аэропорту встречали иностранные делегации и других важных гостей.
Кроме плана было требование — на 100км общего пути 60 должно быть оплаченного. Коэффициент. План был, если правильно помню, 1100р за смену…"
Среди горожан же Соната моментально стала признаком некой роскоши и крутости. Прокатиться на такой машине — целое событие, а если подъехать на ней к ресторану… Видимо, поэтому первое время на зеленые Сонаты не спешили наносить отличительные знаки такси — несколько машин успели поработать по VIP — заказам в обычном, гражданском, виде. Но через какое-то время лавочку, что называется, прикрыли… И все равно, в течении продолжительного времени можно было заказать Сонату даже как свадебный автомобиль!
на фарах видно защитные решетки, сделанные специально для Сонат Ставропольским заводом Нептун
Кстати, одна из зеленых машин настолько приглянулась одному генералу, что всеми правдами и неправдами тот выкупил её в свою собственность! Но от судьбы, как известно, не уйдешь — следующим владельцем уже во второй половине нулевых стал человек, работавший на такой же машине в такси, и снова начал использовать автомобиль по прямому назначению. Случай, кстати, не единичный — прокатиться на парочке "тех самых" Сонат можно и сегодня!
очень неплоха собой. Водитель — так же выходец из Муниципального парка
Ближе к 2000му году популяция Сонат стала уменьшаться. В серьезные ДТП попало еще несколько машин, у кого-то фатально порвался ремень ГРМ… Начались проблемы с закупкой запчастей, но какое-то время держались, что называется, на "трупоедстве". А потом был развал парка, и многие машины не смогли переоформить на другое предприятие по банальной причине : если меняли двигатель — в документах это, естественно, никак не отражалось, и в итоге кучка машин стала неоформляемой и была разобрана, иные же попали в частные руки и попадаются до сих пор.
Пробег всех Сонат-такси (кроме, разумеется, тех, кого разбили первыми) к 2004 году перевалил за МИЛЛИОН километров! Неизвестный корейский автомобиль показал, что такое надежность и неприхотливость, и при всех своих немногочисленных минусах — все же была слабовата подвеска, ржавели пороги — произвел неизгладимое впечатление и на водителей, и на пассажиров.
Стоит ли говорить, что у каждого второго работника административной части парка после развала предприятия осело по Сонате — машины бережно подваривались и перекрашивались, салон подвергался химчистке… Возможно, после этого многим полюбились именно автомобили этой марки — Сонаты более свежего поколения все еще работают в такси, а многие бывшие водители и работники СПАТП пересели на иные модели Хёндай.
Спустя двадцать один год после пришествия Сонат в город люди до сих пор помнят о них. Помнят, как на перекрестке Ленина — Краснофлотская почти сразу разбили одну из машин "под списание" — при этом все, кто был внутри, отделались легким испугом… Помнят, что на протяжении нескольких лет машины не требовали ничего, кроме замены масла. Помнят, как круто было подъехать на зеленой Сонате к ресторану или ЗАГСу. Помнят, как при развале парка и выкупе территории Е.Батуриной водителей пинками выгоняли из боксов, не давая вытащить детали от списанных машин, и обрушали опечатаные боксы бульдозерами на горы запчастей и несколько машин, стоявших там на ремонте…
конец.
Помнят, как грузили раздавленные кузова и увозили предмет многолетней гордости в металлолом. Помнят, что многое в жизни перевернулось и не один раз, а те самые черные и зеленые неизвестные корейские машины все еще бегают по ставропольским дорогам. И поверьте — пробегают еще долго.
СОБИРАЮ фотографии и любую информацию о транспортных предпрятиях города Ставрополя и Ставропольского края, и предметы, связанные с ними (маршрутные таблички, путевые листы, таксометры, компостеры, значки, вымпелы и любую другую атрибутику). Писать в ЛС или vk.com/paolo_2137. Буду благодарен за репост!
Так же в блоге:
История одной коллекции
из жизни Зеленокумского АТП
Март-1979, Ставрополь, Лиаз-677
О поисках, людях и "отношении к истории" (с)
Парад транспорта 2018. Часть 1
Парад транспорта 2018. Часть 2
Немецкие "гармошки"- в Ставрополе (с)
Всем обрубкам обрубок!
Турки в городе. История Мерседесов О325 в Ставрополе.
Источник: