Отчет не состоялся

В Госдуме призвали членов правительства тщательнее готовиться к докладам


На фото: Максим Орешкин (Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС)

Материал комментируют:

Андрей Бунич

В Госдуме — громкий скандал. 6 марта спикер Вячеслав Володин впервые в практике парламента прервал правительственный час. Причиной демарша стал доклад главы Минэкономразвития Максима Орешкина об успехах в российской экономике.

Депутаты ждали, что министр проинформирует их «о приоритетах социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и о ходе реализации национального проекта „Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы“». Но Володин нарушил привычный регламент, который включает выступление министра, вопросы депутатов, выступления глав профильных комитетов и лидеров фракций.

Спикер сам начал задавать вопросы Орешкину, едва министр закончил выступление. Из цифр, сообщенных главой Минэкономразвития, Володина заинтересовал показатель экономического роста — 2,3% по факту прошлого года и 1,3% по прогнозу на нынешний год. Председателю ГД было непонятно, каким образом министерство рассчитывает в 2020 году обеспечить экономике рост в 3−3,5%: именно о таком росте говорил в февральском послании Федеральному собранию президент Владимир Путин.

Читайте также

Майские указы Путина: Миссия невыполнима-2
Профессор Катасонов: Мы видим фокусы Росстата вместо реальных инвестиций

«Успехи будут тогда, когда рост будет обеспечен не менее 3% в год. А мы с вами прошлый год закончили — 2,3%, а сейчас прогноз нам озвучили 1,3%. Где здесь движение?» — спрашивал спикер.

Володин, кроме того, подчеркнул, что Путин выделил на реализацию нацпроектов беспрецедентные суммы. «Никогда этого не было: 1,7 трлн. рублей в этом году, 1,9 трлн. на будущий год». В связи с этим он попросил Орешкина сообщить, какая сумма уже доведена до регионов. Глава Минэкономразвития ответил, что с регионами заключены соглашения по реализации нацпроектов, предусматривающие, в том числе порядок поступления средств из федеральной казны. «Хотя бы в процентном отношении, сколько доведено», — настаивал спикер. «10%», — уточнил министр.

На это Володин заявил, что подобные темпы не могут устроить депутатов с учетом задач, которые президент поставил в своем послании. Он поинтересовался у Орешкина, готов ли тот к разговору на эту тему.

Глава Минэкономразвития заверил, что готов к разговору по заявленной теме — о нацпроекте о малом и среднем предпринимательстве. Но спикер обратил внимание на первую часть заявленного доклада — «о приоритетах социально-экономического развития» и предложил перенести правительственный час на другой день, дав министерству время для подготовки к такому разговору с депутатами.

Володин также напомнил президентское послание в той части, в которой Путин обратился к представителям власти: «Не можете — отойдите». «Если нужна помощь парламента, скажите в чем. Мы тут единомышленники», — подытожил спикер.

Максим Орешкин сообщил, что будет готов к повторному общению с депутатами «в конце марта-начале апреля».

Конфуз Орешкина оперативно прокомментировал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Он назвал решение Володина перенести выступление министра «рабочим процессом».

Заметим, публичная порка Орешкина состоялась вскоре после того, как министр объявил о желании попробовать себя в роли президента. Он заявил, что любому управленцу была бы интересна работа главы государства — как с точки зрения сути, так и содержания.

Что стоит за баталией в Госдуме, сохранит ли Орешкин кресло министра?

— Останется Орешкин министром или нет — особого значения не имеет, — отмечает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — Никаких реальных достижений за нынешним главой Минэкономразвития не числится — в отличие, скажем, от первого вице-премьера, главы Минфина Антона Силуанова.

Тот же Силуанов действительно определяет деятельность правительства. У него есть идеология и взгляды, которые он готов отстаивать — пусть эти взгляды и вредны для экономики. Орешкин же ничего не определяет, и при нем Минэкономразвития утратило последние функции, кроме написания оптимистических отчетов.

Функции Минэкономразвития постепенно перетекли в Минфин, и сейчас даже политически МЭР не способно ни во что вмешиваться. Поэтому мало кто обращает внимание на то, что Орешкин говорит.

Так, министр зачем-то брякнул, что не против поработать президентом. Хотя министерство он возглавляет без году неделю, и без всяких успехов.

По идее, Минэкономразвития должно быть противовесом Минфина — должно определять экономическую политику страны, и решать вопросы инвестиций и развития бизнеса. Но поскольку МЭР ничего не определяет, то и противовесом не является, и высоких темпов роста обеспечить не может. Для этого нужно менять реальную экономическую политику, а Орешкину это не по плечу.

Напомню также, что еще до назначения Орешкина министром ходили разговоры, что Минэкономразвития упразднят и сольют с Минфином. Возможно, к этому сейчас дело и придет.

«СП»: — Почему Володин предпринял атаку на Орешкина именно сейчас?

— Скорее всего, Орешкин — удобный объект для наезда. Володину ведь тоже необходимо демонстрировать аппаратный вес и свое влияние, плюс влияние Госдумы в целом. Очевидно, он — опытный аппаратчик — видит, что в данной ситуации это возможно.

Что до претензий, озвученных Володиным — они уже набили оскомину. Я имею в виду рост ВВП на 3−4%. Все понимают, что это нужно. Но все также понимают, что в сложившей ситуации — хотя я не сочувствую Орешкину — глава Минэкономразвития может разве что «нарисовать» в отчете требуемые показатели. Потому что в реальности нет вообще никаких оснований для роста экономики РФ.

Даже озвученный Орешкиным прогноз на 2019 год — рост 1,3% ВВП — может не сбыться. По итогам года, вполне возможно, мы увидим нулевой или даже отрицательный рост. Мы ведь не знаем, какой будет конъюнктура энергетического рынка, какими будут новые санкции, и как будет развиваться депрессия, которая постепенно накрывает мировую экономику.

Читайте также

10 лет «перезагрузке»: В чем ошибся Лавров, когда договаривался с Клинтон
В Москве не учли, что Вашингтон лучше всего понимает только аргументы «русской дубины»

«СП»: — Но спикер Госдумы не может не понимать такого положения…

— За этим возмущением, я считаю, кроется другое. То, что представляет Орешкин — например, национальные проекты — действительно набор бессвязной чепухи. В них нет никакой конкретики.

В этом виноват не Орешкин — так правительство работает. И надо понимать: у правительства сейчас чрезвычайно комфортные условия. Мало того, что минимум 15% расходов бюджета официально засекречено — расходы на ОПК и силовиков можно не показывать. Теперь можно не показывать еще и операции с Резервным фондом правительства. Между тем, туда зачисляются гигантские суммы, необходимые для покупки валюты. Они находятся там длительное время, потом непонятно в каком объеме зачислятся на счета Минфина.

На деле, речь идет об обороте в несколько триллионов рублей. Получается, в придачу к засекреченным 15% расходов бюджета, у кабмина есть дополнительные триллионы, расходы из которых никто не утверждает. То есть, в бюджетное планирование они не входят.

Это еще примерно 15% расходов бюджета — деньги, которые кабмин может размещать, куда-то отправлять, предоставлять банкам.

И вот теперь к этим суммарным 30% расходов бюджета — нигде не учитываемым — правительство получает национальные проекты. Что конкретно стоит за этими проектами — никто не знает: в них обозначены лишь цифры расходов, подложить под которые можно что угодно.

В этом смысле Володин и депутаты правы, требуя от Орешкина конкретики. Ведь когда парламент утверждает бюджет, он четко понимает, куда пойдут деньги: траты на каждую статью подробно расписаны. А теперь бюджет, который «виден» Госдуме, искусственно сжат, зато раздуты внебюджетные расходы.

По этим внебюджетным расходам нет жестких решений. По тем же нацпроектам решено только, что деньги найдутся в ручном режиме — их частично дадут крупные бизнесмены. Но сколько именно они дадут, никто не знает, а потому невозможно сказать, сколько придется вкладывать государству.

Читайте также

Индекс силы и бессилия рубля: Взлет доллара до 70 за «деревянный» неизбежен
Через три недели нацвалюта подешевеет до 66,5 руб./доллар, а потом — еще больше

Невозможно также сказать, на что бизнесмены деньги дадут, куда конкретно они пойдут, из каких программ будет финансироваться государственная часть нацпроектов.

Это просто раздолье для чиновников — еще несколько триллионов рублей в год, плюс к уже имеющимся триллионам от манипуляций с Резервным фондом правительства.

По сути, мы имеем дело с ползучим перераспределением денег в пользу кабмина и Минфина — причем, полностью бесконтрольным. Над этим перераспределением нет контроля даже такого чахлого парламента, как наш, который ничего в правилах игры поменять без приказа свыше не может.

Дело, я считаю, идет к тому, что парламент скоро будет контролировать не более одной трети средств в бюджетной системе. Парламент действительно не может понять, что происходит с финансированием нацпроектов — и никто в кабмине не заинтересован в исправлении ситуации.

Не исключено, что именно поэтому во главе Минэкономики поставлен такой министр, как Орешкин — не отличающийся ни волевыми качествами, ни опытом. Его реальная задача — отвлекать внимание от гигантского перераспределительного процесса, увлекательной закулисной дележки гигантских сумм, о которой никто не знает.

«СП»: — Как это влияет на перспективы роста экономики?

— При такой системе — когда траты правительства непрозрачны, и огромные суммы утекают неизвестно куда — какие могут быть темпы роста?! В такой обстановке может расцвети только коррупция. К сожалению, и бюджетное правило, и нацпроекты позволяют присвоить деньги неизвестное кому, и отстранить от контроля над тратами даже Госдуму.

Новости внутренней политики: Песков дал оценку случившемуся в Госдуме между Володиным и Орешкиным

Власть: 5 марта: Почему в России Сталина чтят больше, чем Путина?

Источник: svpressa.ru

Добавить комментарий