Катастрофы американских лайнеров дают нашему авиастроению уникальную возможность, но зря
На фото: российский пассажирский самолет МС-21 (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)
Материал комментируют:
Олег Смирнов
Роман Гусаров
Кризис, который переживает крупнейший американский производитель пассажирских аэробусов из-за двух подряд катастроф лайнеров Boeing 737 Max, открыл неожиданные перспективы перед российским авиапромом. Кажется, это осознало, наконец, даже правительство Дмитрия Медведева. Не было счастья, да несчастье помогло. Вот только сможем ли мы этим шансом воспользоваться?
По информации газеты «Ведомости», в кабинете министров предложили авиакомпании «Победа» вместо планируемых Boeing 737 Max приобрести 30 российских среднемагистральных самолетов МС-21. Всего «Победа» хотела 50 лайнеров Boeing 737 Max, на 20 из них разрешение правительства уже получено. Ранее вопрос о поставке российских судов «Победе» не поднимался.
Столь смелое для нашего правительства предложение прозвучало на подкомиссии по оборонно-промышленному комплексу, которую возглавляет вице-премьер Юрий Борисов. Вероятно, этот бывший замминистра обороны РФ по военно-техническому обеспечению пробует форсированно внедрить принципы импортозамещения в гражданскую авиацию.
Ради закупок «Победой» лайнеров отечественного производства другому перевозчику — «Аэрофлоту» даже предложили скорректировать график поставок уже заказанных МС-21. Проще говоря, в правительстве дали понять государственной авиакомпании, что МС-21 на всех не хватит и ради успеха импортозамещения следует поступиться корпоративными интересами.
Читайте также
Авиакатастрофа в Эфиопии: Китай больше не верит обещаниям Boeing
Пекин прекратил эксплуатацию самолетов модели 737 MAX 8 после второго крушения за полгода
Действительно, сейчас МС-21 всё ещё проходит сертификацию. Его серийный выпуск начнется только с 2021 года. Предполагается, что в первый год производства будет выпущено 10 машин, а во второй — 20. Негусто. А на проектную мощность — 72 лайнера в год производство выйдет лишь через семь лет с начала выпуска. Производить самолеты — не пирожки печь.
Таким образом, предложение Борисова — это, скорее, благое пожелание, которое вряд ли может быть реализовано из-за недостаточных мощностей авиапроизводителя. В этом случае комиссии правительства ничего не останется, как одобрить покупку «Победой» ещё 30 самолетов «Боинг», пишет издание. Шанс на прорыв в отечественном самолетостроении будет упущен.
А ведь на торжественную «выкатку» МС-21 в 2016 году приезжал премьер Дмитрий Медведев. Специалисты потом с горечью отмечали неуместно помпезный стиль мероприятия, в то время как лётный сертификат на самолёт ещё не получен, а значит, торжества преждевременны. Так, неужели глава правительства приезжал в Иркутск только для того, чтобы покрасоваться?
Конечно, еще недавно российские власти вообще не считали необходимым развивать собственное гражданское авиастроение. Страну сдали на милость «Боингу» и «Эйрбасу». Чиновники и состоятельные граждане предпочитали летать на американских и европейских машинах. Однако, теперь, когда американские лайнеры падают как спелые груши, пора возродить крылатую отрасль.
Ещё одна причина для резкой смены нашей политики в сфере гражданской авиации — нарастающая гибридная война против России, которую ведут Соединенные Штаты. В этих условиях стратегически зависеть от поставок американских аэробусов и запчастей к ним просто опасно. Если случится обострение, внутренние авиаперевозки окажутся под угрозой. Будем ездить в плацкартах.
Массированное производство гражданских лайнеров может дать еще один важный эффект — гарантию сбыта продукции для российской алюминиевой отрасли. Недавний отъём американцами контроля над алюминиевой империей олигарха Олега Дерипаски стал возможен именно потому, что сбыт алюминия зависел от внешних рынков, где из него делают в основном пивные банки.
Так, не лучше ли из российского алюминия делать российские гражданские самолеты, а не обогащать «супостата», который мечтает нас разорить и подчинить?
Впрочем, по-прежнему есть сомнения в том, что отечественные чиновники смогли преодолеть в себе «боингозависмость». Так, Росавиация умудрилась запретить полёты американских «летающих гробов» Boeing 737 Max последней — после Европы, Китая, Турции и даже самих США. Американцы, несмотря на убытки, оказались адекватнее отечественных «импортозаместителей».
Из информации, которую предоставила в ответ на запрос «СП» представитель производителя МС-21 Елена Федорова, следует, что в настоящее время говорить о резком наращивании темпов производства лайнера не приходится.
Однако, в перспективе «в зависимости от ситуации на рынке темпы производства… могут быть увеличены до 100 самолетов в год». Именно на такой показатель ориентировал вице-премьер Борисов во время своего февральского визита на Иркутский авиационный завод.
По оценкам российских и иностранных производителей, до 2037 года авиакомпании России приобретут от 860 до 1 тысячи узкофюзеляжных магистральных самолетов (типа МС-21). Это значит, что российскому авиапрому есть за что побороться.
Председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, экс-замминистра гражданской авиации (1983−1991 годы), заслуженный пилот СССР Олег Смирнов уверен, что Россия должна воспользоваться ситуацией и вновь стать одной из ведущих самолетостроительных держав мира.
— Профессионалы считают самолётом изделие, которое прошло государственную сертификацию. В ней прописаны все технические характеристики, гарантии безопасности полётов, экономические характеристики и т. п. МС-21 сейчас только проходит такую сертификацию. Поэтому публично говорить о замене гражданских самолётов на отечественные пока преждевременно. А так это, конечно, правильный шаг со стороны вице-премьера Борисова.
«СП»: — Дело за малым — воплотить эти правильные шаги в реальность…
— Теперь Борисову надо «сесть верхом» на самолётопроизводителей, чтобы они ускорили процедуры сертификации, на те госструктуры, которые этой сертификацией занимаются, и тут же, без прессы, а по деловому, начать вести разговор с авиакомпаниями. Взамен на обещание компаний покупать наши МС-21 государство может снизить им те или иные налоги. То есть заинтересовать.
Если Борисов вернет России статус великой авиационной державы, то ему можно памятник ставить. Ведь в 1990 году мы имели в гражданской авиации 15 тысяч летательных аппаратов. И не одного западного! Ими мы «закрывали» всё: от местных перевозок — каждая деревня имела полеты по расписанию, до межрегиональных и международных. Через океаны летали.
«СП»: — Есть мнение, что такое уже невозможно…
— Наше государство занималось же самолетостроением. Ежегодно мы выпускали сотни самолётов. Значит нужно заглянуть в мозги предшественников… Можно и нужно форсировать производство летательных аппаратов в стране. Но правительство должно оказать содействие в этом вопросе. Это его обязанность.
Читайте также
Будущие пенсионеры могут лишиться инвестдохода
Суд никак не может решить, чью сторону принять в тяжбе «ОВК против пенсионных фондов»
Понадобятся дополнительные производственные линии, мощности. Нужны будут станки, механизмы. Но самое главное — кадры. Найдем ли мы те «золотые руки», которых разогнали: инженеров, техников, механиков, которые производили эти самолеты? Но если государству всерьез взяться за это, поставить задачу достигнуть уровня 1990 года по выпуску самолетов, то это возможно.
Это, кстати, потянет за собой развитие всей промышленности, создаст множество, миллионы, рабочих мест. Причем, в действительно инновационной сфере экономики. А то привыкли, что нефть течет, половина им в карман, половина нам в бюджет. А надо, чтобы заработала авиастроительная промышленность. Это даст и доходы в бюджет, и развитие экономики в целом.
А вот главный редактор портала «Авиа.ру», эксперт комитета по транспорту ГД РФ Роман Гусаров советует двигаться постепенно, в соответствии с реалиями рынка.
— Мы ещё не знаем, какие «детские болезни» ожидают МС-21. У этого проекта риски выше, чем у «Боинга». Ведь не зря американцы пошли по пути модернизации 737 модели, которая выпускается с 1960-х годов. Они вывели для себя формулу: если в новом самолёте более тридцати процентов новаций, то это огромный технологический риск. А у нас всё новое. Мы делаем полностью новый самолет. Потому что старые никто не модернизировал, как «Боинг», каждые десять лет.
Но если наше государство, как собственник той или иной авиакомпании, решит, что нужно приобретать отечественные МС-21, то оно имеет на это право. В добрый путь. Никакой угрозы рынку в этом нет. Но реализовать это решение немедленно — мол, «Боинг» встал, давайте возьмем российские самолеты, невозможно. Давайте возьмем, но где? Даже 50 самолетов МС-21 для «Аэрофлота» будут строиться еще три-четыре года. На уровень 70 машин в год выйдут лишь через годы.
«СП»: — Дорогу осилит идущий. Может России следует форсировать события, влить в проект дополнительные ресурсы, чтобы поднять отрасль быстрее?
— У нас сейчас около 700 магистральных самолетов. Из них две трети — класса 737. Как их быстро заместить? Мы будем долго их производить. Даже при производстве 70 самолетов в год — это почти десять лет. Надо быть реалистами. Но для поднятия патриотического духа говорить об этом можно, конечно. В то же время не хотелось бы, чтобы наш патриотизм угрожал свободному рынку и выбору бизнеса. Но Борисов и сам, кажется, не настаивает, чтобы все компании переходили на МС-21.
«СП»: — Лучше бы настаивал. Свободный рынок уже привел наше гражданское авиастроение к коллапсу…
— В любом случае, форсировать производство лайнеров невозможно. Максимум, можно удваивать «тираж» каждый год. Быстрее не получается ни у кого в мире. Речь же идёт об отработке технологий. Чем тут может помочь государство? Еще один авиационный завод построить? Откуда у государства такие деньги? А главное, после того, как мы удовлетворим спрос, куда мы будем девать построенные самолеты?
Читайте также
Российская экономика прошла точку невозврата, когда обесценили рубль
Правительство Медведева подвело россиян к преддефолтному состоянию
«СП»: — Сначала заместить иностранцев на внутреннем рынке, а затем станем продавать свои самолеты на внешнем рынке, как «Боинг» и «Эйрбас»…
— А кто нас там ждет? Возьмите для примера историю «Суперджета». Там планировалось выпускать шестьдесят самолетов в год. В итоге разогнали до сорока, потом оказалось, что половина самолетов не продана, пришлось вдвое снизить объем выпуска. Сейчас производим тридцать самолетов в год. И это ровно столько, сколько требуется рынку.
Недаром «Боинг», да и «Эйрбас», шли к своим нынешним темпам производства тридцать лет. В 1990 году, когда развалился СССР, у нас производилось столько же самолетов, сколько производил «Боинг». Это около 150 машин в год. За прошедшие годы «Боинг» путем невероятной мировой кооперации увеличил свое производство в четыре раза.
Нам же придется вклиниваться в уже поделенный рынок. «Боингу» и «Эйрбасу» рынок уже доверяет, их самолеты знают, представляют какой уровень технического обслуживания, какова стоимость владения, сколько стоят самолеты на вторичном рынке. Даже в случае последних катастроф на «Боинг» работает его репутация.
У нашего же МС-21 ничего этого нет. Нет даже истории производителя. Даже если наш самолет будет превосходить по характеристикам «Боинги» и «Эйрбасы», покупать их не кинутся. Будут внимательно смотреть, как летают наши самолеты, настороженно его приобретать. До того момента, пока не поймут, что это отличный производитель и у него хорошая система поддержки. Тогда он может и «попрёт».
Новости по теме: Трамп заявил о приостановке полётов Boeing 737 MAX
Источник: