дата: 20 октября 2019

Трамп толкает США в Великую Депрессию 2.0, идя по стопам Гувера

90 лет назад ФРС создала такие же условия для страшного кризиса


Фото: Zuma/TASS

В последние месяцы президент США неоднократно указывал на свою роль в превращении американской экономики в «лучшую в истории». Но за крайними максимумами фондового рынка и официальными правительственными данными по безработице, экономика США склонна к шоку в стиле 1929 года, к финансовому цунами, которое могут вызвать, скорее, независимые действия ФРС, чем что-либо, что с января 2017 года делал Белый Дом. На этом этапе зловеще похожими выглядят параллели между бывшим президентом-республиканцем Гербертом Гувером, стоявшим у руля во время великого обвала рынка акций и экономической депрессии, которая была порождена тогдашней политикой ФРС, и Трампом в 2019 году. Это подчеркивает, что реальная власть принадлежит тем, кто контролирует наши деньги, а не избранным политикам.

Несмотря на заявления об обратном, истинное состояние экономики США с каждым днем ​​становится все более рискованным. Политика ФРС по количественному смягчению (Fed policies of Quantitative Easing) и политика нулевых процентных ставок (Zero Interest Rate Policy, ZIRP), реализуемая после краха 2008 года, вопреки заявлениям, мало чем напрямую помогла тому, чтобы восстановить реальную экономику США. Вместо этого указанная стратегия направила триллионы в те самые банки, которые несут ответственность за пузырь на рынке недвижимости в 2007—2008 годах. А те «дешевые деньги», в свою очередь, перетекли в спекулятивные высокодоходные инвестиции по всему миру. Это создало спекулятивные пузыри на развивающихся долговых рынках в таких странах, как Турция, Аргентина, Бразилия и даже Китай. Это привело к огромным инвестициям в долговые обязательства с высокой степенью риска, в так называемые «мусорные облигации», в корпоративном секторе США в таких областях, как предприятия по добыче сланцевой нефти или в такие компании, как Tesla. Предвыборное обещание Трампа восстановить разрушающуюся инфраструктуру Америки ни во что не вылилось, а разделенный Конгресс на данном этапе не собирается объединяться на благо нации. Реальный показатель здоровья реальной экономики, в которой реальные люди пытаются свести концы с концами, заключается в рекордных уровнях долга.

Читайте также

США тешат себя рассказами об устаревших Су-57 и прекрасных F-35, отстав от русских на 40 лет
Западный блогер Андрей Раевский о новых вооружениях и новой тактике боя

Сегодня, спустя десять лет после беспрецедентных действий трех президентов, экономика США погрязла в долгах, как никогда за всю свою историю. И долг контролируется процентными ставками, а процентные ставки в конечном итоге находятся в руках ФРС. Давайте рассмотрим некоторые признаки серьезных проблем, которые могут легко привести к жестокому экономическому спаду уже в 2020 году.

Ford Motor, GE

25 сентября задолженность по корпоративным облигациям Ford Motor Co., которая в отличие от GM отказалась от национализации правительством в 2008 году, была агентством Moody’s только что понижена до «мусорного» статуса. А в Moody’s сказали, что Ford сталкивается со «значительными операционными и рыночными проблемами…». Это влияет на долг компании в 84 миллиарда долларов.

«Мусорный» рейтинг означает, что большинству страховых компаний или пенсионных фондов запрещено держать рискованные долги, и их приходится продавать. До этого Moody’s оценивало облигации Ford на самом низком, перед «мусором», уровне — BBB. Проблема заключается в том, что в течение десятилетия удержания Федеральной разервной системой низких процентных ставок корпорации брали на себя более высокие, чем когда-либо, долговые риски, и сегодня доля облигаций с рейтингом BBB или «на уровне мусорного риска» выросла до более чем 50% всех корпоративных облигаций США, находящихся в обращениии. В начале кризиса в 2008 году облигации с рейтингом BBB составляли только треть от общего объема. Это более 3 триллионов долларов корпоративного долга, который может быть понижен до «мусорного» в случае ухудшения экономики — по сравнению с 800 миллиардами долларов десять лет назад. Это — результат десяти лет беспрецедентных сверхнизких процентных ставок. По оценкам Moody’s, по меньшей мере 47 других многомиллиардных американских корпораций уязвимы для снижения до «мусорного» уровня в условиях резкого экономического спада или повышения процентных ставок. Наиболее упоминаемыми являются аэрокосмический и электрический конгломерат GE, который, среди прочего, производит реактивные двигатели для проблемных Боингов.

Корпоративный долг в США сегодня является бомбой со взведенным часовым механизмом, и ФРС контролирует часы у этой бомбы. Нынешний общий корпоративный долг превышает 9 триллионов долларов, что является рекордным показателем, представляющим собой рост на 40% или 2,5 триллиона долларов с 2008 года, согласно данным Федерального резервного банка в Сент-Луисе, штат Миссури. С учетом крайне низких процентных ставок ФРС с 2008 года компании удвоили непогашенную задолженность, но стоимость долга выросла только на 40%. Сейчас в последние месяцы ФРС прямо и косвенно повышала процентные ставки посредством количественного ужесточения (Quantitative Tightening). Последнее символическое снижение ставок в размере 0,25% мало что меняет, чтобы изменить мрачные перспективы рынка облигаций США, являющегося сердцем финансовой системы.

Читайте также

Как русских «дур-баб» разводят на миллионы «настоящие полковники»
Шестидесятилетняя астраханка перевела поклоннику из США больше 1,3 миллиона рублей

Ford — среди других проблем — сильно пострадает от глобального спада в автомобильном секторе. Поскольку в США потребители задыхаются от рекордных уровней личного долга, то автодилеры настолько отчаянно стараются продавать автомобили что недавно даже стали предлагать автокредиты на 8 лет. В течение последних двух лет ФРС постепенно повышает процентные ставки. Предсказуемый результат — растущий дефолт по долгам домохозяйств, особенно по автокредитам. По состоянию на апрель 2019 года отстают по автокредитам на 90 и более дней рекордные 7 миллионов американцев, что составляет около 6,5% всех автокредитов. Сегодня автокредиты имеют более 107 миллионов американцев по сравнению с 80 миллионами в 2008 году, историческим рекордом на тот момент. Рост дефолтов параллелен графику ужесточения монетарной политики ФРС.

И Ford, и GM объявляют о сокращении тысяч рабочих мест, поскольку экономика замедляется, а задолженность потребителей достигает опасных уровней. В своих американских операциях Ford сокращает по крайней мере 5000 рабочих мест, а GM — 4400. В ближайшие месяцы вероятны еще десятки тысяч увольнений, если экономика ухудшится.

А еще частный Институт менеджмента спроса США (US Institute for Supply Management) только что сообщил, что его индекс обрабатывающей промышленности снизился до самого низкого с июня 2009 года уровня — до глубины экономического кризиса десятилетней давности. В качестве основного фактора, вызвавшего снижение занятости и деловой активности компании в опросе указали на неопределенности, связанные с торговой войной Трампа с Китаем. Трамп тогда набросился с нападками на ФРС за то, что та двигается недостаточно расторопно, чтобы понизить ставки.

Одним из индикаторов нестабильного состояния реальной обрабатывающей экономики США является углубление в этом году рецессии в автотраспортной отрасли — в секторе, который перемещает товары по стране. В сентябре 4200 водителей грузовиков потеряли свои рабочие места, поскольку ставки на грузовые перевозки (фрахтовые ставки) обрушились из-за отсутствия грузопотока. За первые шесть месяцев 2019 года около 640 автотранспортных компаний обанкротились, что в три раза больше, чем годом ранее, когда влияние ставки ФРС было все еще низким, а последствия торговой войны были гораздо менее очевидными. В июне на спотовом рынке грузоперевозок объем грузоперевозок сократился более чем на 50% в июне по сравнению с июнем 2018 года. Ставки также снизились на целых 18,5% за тот же период.

Резко сократился, согласно индексу Cass Freight Index for Shipments, который исключает оптовые товары — такие, как зерно, — объем грузов, отправляемых всеми видами транспорта внутри США. Грузовые перевозки в США автомобильным, железнодорожным, воздушным и баржевым транспортом упали на 5,9% в июле 2019 года по сравнению с июлем 2018 года — восьмой месяц подряд по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это снижение, наряду с падением на 6,0% в мае, стало самым резким снижением в годовом исчислении грузоперевозок со времени финансового кризиса 2008 года.

Читайте также

Чиновники в России скупают US Treasuries, поддерживая экономику США
Валютные депозиты перестали быть тихой гаванью для состоятельных россиян

Хитроумные (или нечестные?) кредиты под покупку дома?

Не в состоянии осознать уроки американского кризиса субстандартного жилищного долга, приведшего к глобальному кризису 2007−2008 годов, банки втихую вернулись к предоставлению сомнительных кредитов. Более того, два квазигосударственных агентства по гарантированию ипотечного кредитования — Fannie Mae и Freddie Mac — находятся в еще худшем состоянии, чем во время кризиса в сфере недвижимости в 2007 году.

Тем не менее, в марте 2019 года президент подписал меморандум, призывающий предпринять шаги по прекращению десятилетнего правительственного сохранения этих двух учреждений. Однако, как недавно подтвердили некоторые официальные лица, «система финансирования жилищного строительства в США… сегодня хуже, чем на пороге финансового кризиса 2008 года». И это, несмотря на 190 миллиардов долларов, выделенных для этих двух агентств за счет налогоплательщиков. В соответствии с директивой конгресса, Fannie Mae и Freddie Mac могут иметь совместный резерв буферного капитала в сумме 6 миллиардов долларов. Однако они владеют или гарантируют почти 5 триллионов долларов в ипотечных ценных бумагах. Многие из этих ипотечных кредитов имеют нечестное или сомнительное кредитное качество, как до 2007 года, поскольку банки ищут более высокую процентную доходность. Если общее состояние экономики в предстоящем году в преддверии выборов в ноябре 2020 года ухудшится, дефолт по ипотечным кредитам может резко возрасти. Было подсчитано, что «если только 0,12% ипотечных кредитов Fannie и Freddie обанкротятся (около одной десятой от 1%), то это полностью уничтожит их. У них просто не останется капитала. А без правительственной помощи они могут вообще прекратить свое существование. Это может быстро привести к новому кризису ипотечного кредитования».

Долг является ключом к экономике США, а долг правительства США находится на рекордно высоком уровне. Его дефицит ежегодно увеличивается более чем на 1 триллион долларов. Для корпораций с рекордной задолженностью и для частных домохозяйств с задолженностью по ипотечным кредитам для покупки дома, задолженность по студенческим кредитам и задолженность по автокредитам — все находятся на рекордно высоком уровне. Задолженность по студенческим кредитам к январю 2019 года достигла 1,46 трлн долларов, а уровень просрочек по ним значительно выше, чем у любого другого вида задолженности Ипотечная задолженность составила 9,12 трлн. Общий долг частных домохозяйств составил рекордные 13,5 трлн. Если добавить к этому нестабильному экономическому долгу ситуацию в американском сельском хозяйстве, где фермеры сталкиваются с наихудшим кризисом с начала 1980-х годов, то становится ясно, что экономическое чудо эпохи Трампа далеко не стабильно.

Читайте также

Американцы испугались самолета Путина Ту-214ОН в небе Америки
Вашингтон разрушил ДРСМД, на очереди СВН-3, сейчас готов закрыть программу «Открытое небо»

Более того. Одна из наиболее заметных черт недавнего экономического роста США — добыча сланцевой нефти в США в 2018 году, которая сделала Америку крупнейшим в мире производителем нефти, в этом году практически сгладилась, поскольку мировые цены на нефть резко падали. Это падение угрожает многим американским производителям сланцевой нефти, большинство из которых очень сильно закредитовано за счет ударных инвестиций в «мусорные» облигации с высокой доходностью в надежде на восстановление после обвала цен 2014 года. Даже атака на саудовскую нефтяную инфраструктуру и угрозы войны в Иране и Венесуэле не остановили падения цен на нефть в последние недели. Если цены на нефть продолжат падать ниже 55 долларов за баррель, то в топливно-энергетическом секторе США последует новая волна банкротств и закрытий, скорее всего, в 2020 году — как раз к выборам в США.

С 1927 по 1929 год ФРС намеренно создала, а затем лопнула фондовый пузырь с использованием процентных ставок. Президент-республиканец Гувер в 1930 году подписал тарифный акт Смута-Хоули (Smoot-Hawley Tariff act), чтобы защитить американскую промышленность. Это привело к торговой войне, в которой наряду с Гувером обвиняли Великую депрессию, вызванную экономикой, раздутой во время бума «Ревущих двадцатых» годов долгами и легкими деньгами. Вину возложили на Гувера и он проиграл кампанию по переизбранию демократу ФДР (Франклин Делано Рузевельт — С.Д.) с его «Новым курсом». За всем этим стояли действия Федеральной резервной системы — реальной власти. Скоро станет ясно, будет ли 2020 год повторением сценария Гувера в современную эру — на этот раз с демократом, «Новый курс» которого, скорее всего, будет «зеленым».

Автор: Фредерик Уильям Энгдаль — Frederick William Engdahl;— американский экономист (консультант по стратегическим рынкам), независимый журналист, писатель, лектор и политолог; автор ряда известных книг и исследований. Закончил Принстонский университет (США) по специальности «Политика», докторскую степень в области сравнительной экономики получил в Университете Стокгольма (Швеция) и более 30 лет работает в сфере геополитики. Регулярно выступает в интернет-журнале New Eastern Outlook.

Публикуется с разрешения издателя.

Перевод Сергея Духанова.

Новости России: Зюганов: Мы для капиталистических хищников — неликвид

Курс доллара: Курс доллара: рубль может избежать «креста смерти»

Источник: svpressa.ru

Добавить комментарий