Украина проложит свой Шелковый путь на зависть Китаю

В Киеве задумали соединить Балтийское и Черное моря транспортным коридором за $ 140 миллионов


Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

Материал комментируют:

Александр Дудчак

Анатолий Баранов

Владимир Корнилов

Украина построит скоростной транспортный коридор между Черным и Балтийским морями. Об этом на своей странице в Facebook сообщил премьер-министр Украины Владимир Гройсман.

Главы украинского кабмина рассказал, что на строительство скоростного транспортного коридора Go Highway между Балтикой и Черным морем в 2019 году предусмотрено 4 миллиарда гривен (около 141,5 миллиона долларов). Коридор этот, по задумке, украинского правительства, должен соединить украинские черноморские порты Одессы и Николаева с польскими портами на Балтийском море в Гданьске и Гдыне.

По словам Гройсмана, этот транспортный коридор очень важен с точки зрения логистики, ибо он упростит и удешевит перевозки грузов с севера на юг. Сообщается, что по территории Украины пройдет около тысячи километров дороги.

Коридор между Черным и Балтийским морями — проект, безусловно, интересный, и может заинтересовать не только Польшу, но и других потенциальных инвесторов, однако смущает то, как обычно делаются такие дела на Украине, когда выделенные бюджеты осваиваются, а результат получается — примерно, как с пресловутой стеной Яценюка.

Или все же заявление Гройсмана — не более, чем предвыборный пиар-ход?

— Сама по себе новость позитивная, — считает политолог Александр Дудчак. — И, конечно, почему бы не использовать любой позитив в целях предвыборной кампании?

«СП»: — А насколько строительство такого коридора на Украине возможно сегодня? 4 миллиарда гривен хватит, кстати, и где их взять?

— Как показывает практика, в строительстве можно утопить любые суммы. Но если строители оценивают проект в 4 млрд., то почему бы им не поверить. В ходе строительства, скорее всего, окажется, что нужно выделить еще дополнительные суммы, но это будет потом. На такие проекты возможна и дополнительная денежная эмиссия, которая не должна приводить к инфляции. Это, как раз тот случай, когда проект полезен и для государства, и для народа, даже если какая-то часть финансирования традиционно осядет в «откатах» и прочих «нецелевых расходах» — будут созданы новые рабочие места, загружены многие предприятия в разных отраслях.

Читайте также

«Американский корабль под Керчью русские таранить побоятся»
США, подключив третьи страны, готовы проверить Россию на «слабо» в Черном море

Украина, кстати, принимала участие в создании транспортного коридора Лиссабон-Киев, с перспективами создания евразийского транспортного коридора — Лиссабон-Владивосток. Такие проекты обсуждались еще в октябре 2013 года — до самого Майдана. Но Майдан похоронил многие важные и перспективные проекты, превратил Украину из транзитной державы в Большой восточноевропейский тупик. Но соединение Балтийского и Черного морей, конечно же, идея хорошая, хоть и не новая.

«СП»: — А нужно ли это Польше? Станет ли она как-то участвовать в проекте?

— Польше это тоже нужно, исходя из тех же соображений, к тому же Польша сможет «потянуть на себя одеяло» в этом проекте, как «старший евробрат», или точнее «евросестра».

«СП»: — У многих, кто бывает на Украине, складывается впечатление, что многие дороги не ремонтировали с советских времен, и дорожную сеть необходимо строить с нуля. Насколько эта ситуация влияет на экономику?

— Много было инвестировано в строительство дорог до Майдана, были заметный улучшения на трассах Киев-Днепропетровск, Киев-Чернигов, Киев-Одесса и пр. Но потом началась разруха, те, кто пришел к власти путем переворота пока что ничего не создали, они только разрушают. И в качестве дорог это проявляется более наглядно.

—Украинские власти, как, впрочем, и наши, часто грешат преувеличениями, — уверен главный редактор ФОРУМа. мск Анатолий Баранов.

— Например, называют открытие маршрута по уже действующим путям «транспортным коридором». Можно подумать, что через Украину и Польшу пройдет новый хайвэй или высокоскоростная железнодорожная магистраль. Но судя по сметной стоимости, речь идет о транспортном маршруте, и не более. На выделенные деньги можно только подлатать дорогу в некоторых местах, где она уже совсем непроезжая. Плюс к тому, самое главное — ускорение прохождения границы, что, возможно, потребует усовершенствования одного-двух пограничных переходов, на которых в основном и тормозится транспортный поток. Вот и весь «мега-проект», существовавший еще при государе императоре, когда Царство Польское входило в состав империи.

«СП»: —  Почему заявление Гройсмана прозвучало именно сейчас? Почему раньше до такого не додумались?

— Отчего ж не додумались раньше? Еще из варяг в греки ходили, только тогда основным портом был Новгород… Собственно, пассажирский поезд по данному маршруту давно ходит, грузовые поезда тоже. Что до автомобильных дорог, то на Украине с ними беда, и если кое-где подлатают асфальт, то уже хорошо.

Для новой магистрали озвученная сумма в 4 млрд. гривен, конечно, комическая. Только подлатать и улучшить. Скорее всего, это вообще польская инициатива, которой надо думать о загрузке собственных портов, оказавшихся на отшибе по отношению к основным грузопотокам.

В принципе, воспользовавшись политической ситуацией, переключить на себя турецкий и вообще средиземноморский трафик из Ильичевска — задумка неплохая. Тем более что существует проект «TRACEKA», идущий в обход России аж из Китая, и новый «коридор» в него вполне вписывается. Но там путь получается долгий, неудобный и очень дорогой, так что Китаю, судя по его проектам, он не слишком интересен. Но какая-то продукция из бывшей советской Средней Азии и, может быть, Ирана по нему может поступать в Европу. Вот часть этих потоков может переключить на себя Польша. Но все это долго, длинно и вряд ли очень рентабельно.

«СП»: — Реально такой коридор мог бы как-то повлиять на состояние портов юга Украины, их прибыль и загруженность?

— Какой-то смысл гнать грузы из Ильичевска в польские порты, наверно, есть. Иначе Одесский порт вообще придется закрывать — он становится не нужен, такой огромный. Однако большого экономического смысла, скажем, для Турции в двойной перевалке грузов в Европу я не вижу — там полно транспортных коридоров и через Болгарию, и через Румынию, а сухогрузам вообще незачем заходить в Черное море по пути в Европу. Еще есть Дунай как основная транспортная артерия Восточной Европы. Весь смысл Ильичевска был в перевалке грузов в Россию и дальше на восток. Ну, разве что если рассматривать Польшу как конечного потребителя каких-то грузов. Но тогда непонятно, причем тут польские порты?

«СП»: Как бы вы в целом оценили состояние дорожной сети Украины?

— Не думаю, что ужасное состояние украинских дорог является секретом для кого-либо. А без транспортных артерий говорить о современной экономике как-то глупо. Но дороги ведут откуда-то и куда-то. А современная Украина сам закрыла для себя все, что находится восточнее от ее границы. То есть, как транзитная территория Украина закончилась. Сама она сейчас производит чего-либо очень мало, разве что продукцию сельского хозяйства. Это единственное, что можно масштабно вывозить с Украины вовне. Как потребитель Украина из-за нищеты малоинтересна. Вот и судите…

Читайте также

От того, что Порошенко поставят к стенке, как Чаушеску, ничего не изменится
В Израиле рассказали правду о госперевороте на Украине, сравнив с кровавым бунтом в Румынии

— Этому проекту уже два года, — напоминает обозреватель МИА «Россия сегодня» Владимир Корнилов.

— Уже второй год выделяются деньги в бюджете Украины, обещали, что строительство начнется ещё в 2018 г. Но воз и ныне там. У Гройсмана все так. Он постоянно отчитывается о строительстве якобы новых дорог, а в итоге в прошлом году Украина опустилась на 7-е с конца место в рейтинге качества дорог. Хуже только в полуразрушенных Гаити, Йемене да в нескольких африканских странах вроде Мадагаскара.

«СП»: Четыре миллиарда гривен вообще хватит?

— Смотря на что. На строительство дороги, конечно, не хватит. Так, а кто ее собирается строить?

«СП»: А Польша не готова участвовать? Может, она денег подкинет?

— Поляки и свои дороги строили за деньги Евросоюза. С чего бы они тратились на украинский проект? Киев в прошлом году клянчил на этот проект денег от ЕС. Но кроме заявлений киевских чиновников, никто не подтвердил наличие таких планов. Во всяком случае, в бюджете ЕС на это затраты не предусмотрены.

«СП»: Реально ли этот коридор может помочь экономике?

— Наличие хороших дорог всегда помогает экономике. Но чиновникам куда важнее возможность распила, а не сама дорога. Иначе Украина не опускалась бы в мировых рейтингах.

Новости Украины: Депутат Рады назвал «черметом» военные корабли Украины

Кризис на Украине: От того, что Порошенко поставят к стенке, как Чаушеску, ничего не изменится

Источник: svpressa.ru

Добавить комментарий