В начале 2018 года на самом популярном в России по посещаемости интернет-сервисе бесплатных объявлений была размещена информация о продаже старого советского автобуса. Это был всем знакомый ЛиАЗ-677, автобус, который для многих стал настоящим символом ностальгии по детству и юности и даже заслужил народное звание Легендарного автобуса периода заката советской эпохи.
Такие известные «автобусы из СССР», хотя уже и стали ископаемыми на российских просторах, но время от времени ещё появляются в продаже. В основном, в разных концах страны предлагаются уставшие, некомплектные и изношенные образцы, которые были изготовлены в последние годы производства модели и претерпели череду ремонтов, значительно исказивших их первоначальный вид.
Но выставленный на продажу в Красноярском крае ЛиАЗ-677 был особенным образцом, настоящей жемчужиной для ценителей…
Не секрет, что все владельцы, либо только мечтающие о приобретении старого, редкого авто, регулярно мониторят возможные интернет-площадки для поиска предмета своего обожания.
И вот, в самом начале февраля 2018 года в среде «автобусоводов» случилось потрясение, равное эффекту разорвавшейся бомбы! Текст объявления гласил:
ЛиАЗ-677, 1976 г.в., ХТС. Автобус стоит без работы уже более 2-х лет из-за того, что предприятие прекратило свою деятельность. До такой длительной стоянки автобус был на ходу, перевозил работников предприятия Краснокаменский рудник. На улице стоит пару месяцев. На крыше установлена платформа для крепления съемочного оборудования. Крыша не повреждена. Минусы: — Совсем недавно кто-то снял боковые зеркала. Заднего стекла нет (стоит фанера); — Скорее всего, своим ходом не уедет, требует небольших вложений. Плюсы: — Почти новые покрышки; — До того как автобус поставили на стоянку перебрали коробку, есть запасные части; — Неплохо сохранился для своих лет. Списывать автобус на металлолом еще рановато. Документы в порядке (ПТС + СТС + Договор купли-продажи). Местонахождение: п.г.т. Краснокаменск, Курагинский р-н, Красноярский край.
Уникальный ЛиАЗ-677 в снежном плену среди Саянских гор
Фанаты отечественных ретро-автобусов затаив дыхание следили за перипетиями судьбы этого редкого ЛиАЗа.
Изначально автобус вместе с другой грузовой и специальной техникой был выставлен на продажу самим обанкротившимся предприятием, Краснокаменским рудником. На первой распродаже группа местных предпринимателей, которая скупала технику предприятия-банкрота, не отказалась и от старого автобуса по запрашиваемой за него буквально подарочной цене в 22 000 руб.
Красноярские ребята, видимо, были смекалистые. Вместо того чтобы снять с автобуса живой ЗиЛовский мотор и другие, более-менее ликвидные на грузовом авторынке агрегаты, а остальное «автобусное наследство» просто отправить в металлолом (и выручить за всё про всё «соточку»), решили перепродать ретро-ЛиАЗ, выставив его на самый раскрученный в России сервис объявлений.
Ещё не известно, какому счастливчику достанется этот автобус из 70-х
Теперь автобус стал известен всем заинтересованным лицам и продавался уже по системе электронного аукциона с начальной ставкой 110 тыс.руб. В течение пяти дней семью участниками торгов было сделано 26 ставок. За право приобрести ЛиАЗ-677 середины 70-х особенно настойчиво боролись коллекционеры Санкт-Петербурга, Свердловской области и двое ценителей ретро-автобусов из Москвы. Аукцион завершился 7 февраля на отметке 262 500 руб., такую сумму предложил московский покупатель.
Цена за право владения ЛиАЗом-677 такого уровня редкости и сохранности оказалась действительно вменяемой. Но необходимо ещё учесть и стоимость доставки из Красноярского края до Москвы, расстоянием 4500 км на низкопольном трале. До СПб ещё дальше, но на этом фоне существенно ближе выглядит пригород Екатеринбурга, где располагается собрание ретро-техники одного из претендентов на автобус.
Итак, аукцион завершён, продавец и покупатель остались довольными. Вместе с этим поворотом в судьбе автобуса, у всех небезразличных к истории отечественной ретро-техники появилась надежда на то, что уникальный ЛиАЗ-677 попал в надёжные, ответственные и заботливые руки.
Погрузка. Опасный момент…
В дороге. Челябинская область, до пункта назначения ещё почти 2000 км пути…
Кстати, о надёжных, ответственных и заботливых руках современных ценителей старых автобусов, об их реальном потенциале в деле воссоздания и сохранения транспортной истории.
Немного о контингенте знатоков-почитателей ретро-автобусов, конкретно, ЛиАЗов-677.
На первый взгляд, может показаться, что «легендарный» ЛиАЗ-677 востребован на ретро-рынке. При погружении в тему, оказывается, что околотранспортные интернет-ресурсы сплошь и рядом пестрят лишь озабоченностью пользователей о судьбе каждого встреченного на фото старенького 677-го ЛиАЗика: «Я же на таком ездил, срочно на реставрацию, в музей! Кто бы взял…». Таких фанатов, кто реально не побоялся связаться с настоящим ЛиАЗ-677, за последние 10 лет наберётся от силы человек двадцать. Кстати, ностальгирующих олигархов среди них не замечено. Но и в этом случае дело ограничивается покупкой на волне хайпа по дешёвке пока ещё способного к передвижению экземпляра, и, покатавшись до серьёзной поломки, по-тихому забросить затею с ретро-автобусом.
Самых известных фанатов-владельцов ЛиАЗов-677, «у которых получилось», можно пересчитать по пальцам. Их автобусы исправны, в нормальном техническом состоянии, периодически ездят, выставляются на ретро-выставках и даже приносят некоторую пользу своим хозяевам.
1. Андрей, предприниматель из Москвы. Его белый с синими полосами «677-й» с номером О 300 ВР 777 многим знаком – снялся уже более чем в 30-ти фильмах, возит экскурсии, обслуживает заказы и на выставках демонстрируется. Изначально крепкому, живому автобусу его хозяин три года назад произвёл дорогостоящий кузовной ремонт и ЛиАЗ стал ещё надёжней и привлекательней. Правда, Андрей желает, чтобы кузов автобуса 2000 года выпуска стал похож на автобус 1977 года изготовления (как в его документах), и порой применяет в его внешнем оформлении спорные решения.
Самый известный в столице 677-й: ретро-герой экскурсий и киносъёмок
2. Сергей из Лыткарино Московской области. По примеру Андрея, на пару со своим другом Алексеем, несколько лет назад приобрели крепкий, откапиталенный ЛиАЗ-677М красного цвета. Тоже, в последнее время активно снимают автобус в кино, экскурсии возят и очень энергично всячески продвигают свой ЛиАЗ-677М на рынке ретро-услуг.
Ещё один отличный 677-й, живущей полной автобусной жизнью в столичном регионе
3. Сергей из Свердловской области поддерживает жизнь видавшего виды ярко-оранжевого ЛиАЗ-677МБ 1987 года выпуска и занимается проектом советских ретро-автобусов, объединяя любителей в своём регионе.
4. Жёлтый ЛиАЗ-677М 1988 года выпуска из Гатчины Ленингадской области. Частный, но позиционируется как в составе амбициозной питерской «автобусной секты».
5. Может быть, к частным ЛиАЗам-677 нужно отнести и Санкт-Петербургский ярко-жёлтый глянцевый «677-й с автографом М.Боярского», да не ясен как сам статус автобуса, так и личное участие его предполагаемого владельца в финансировании и выполнении работ. Сплошной туман даже, какой модификации тот автобус, ведь по документам он владимирский ЛиАЗ-677МБ, а фактически – ЛиАЗ-677М из аэропорта Пулково.
6. Частный тёмно-красный ЛиАЗ-677М Сергея из Тулы, который, по его словам, за 9 лет вложил в автобус более 2-х млн.руб. За это время эпизодически снимался в кино и катал по городу оружейников всех желающих.
7. «Засекреченный» владелец жёлтого ЛиАЗ-677М 1987 года выпуска, москвич по имени Фёдор, несколько лет назад перекупивший машину у других «любителей» и практически в одиночку довольно качественно восстановивший её на Борском АРЗе. До недавнего времени хранил свой автобус-конфетку на стоянке в районе ВДНХ, прямо у монумента «Рабочий и колхозница». К сожалению, показывать автобус, выходить с ним на любые мероприятия «в люди» ему не интересно.
Отличный, но нераспиаренный образец классического ЛиАЗа-677М весьма не публичного владельца
На Украине есть несколько подающих надежду на благоприятный исход проектов с ЛиАЗами-677. Это, прежде всего жёлтый ЛиАЗ-677М 1991-го года выпуска «Кузницы тест-драйвов» и белый с синими полосами ЛиАЗ-677 1977 года изготовления в Львовской области (ранее – учебный в Хмельницкой автошколе).
Об этом автобусе 1977 года выпуска Хмельницкой автошколы известно уже более 10-ти лет. Есть даже такой шуточный плакат про *Легендарный 677-й* с его участием
Безусловно, нужно упомянуть добрыми словами некоторых старательных ребят, недавно ставших хозяевами ЛиАЗов-677 и неутомимо взявшихся за работы по приведению своих подопечных в порядок. Это Иван из Ухты со своим белым с красной полосой ЛиАЗ-677М, Юрий из Северска Томской области с жёлтым «телевизионщиком» ЛиАЗ-677М, группа ребят из Брестской области, реанимирующая красный ЛиАЗ-677М в Белоруссии.
К сожалению, время показало, что остальные сохраняемые частным порядком ЛиАЗ-677, ранее громко заявленные их владельцами, как «музейные экземпляры», увы и ах, таковыми не стали.
Особо отмечу, что из руин поднять ЛиАЗ-677 пока никому не удалось. Все из выше отмеченных успешных ЛиАЗо-владельцев, которые «смогли», изначально приобретали крепкие, ходовые машины. И после, потихоньку, исходя из своих средств, сил, умений и организаторских возможностей, доводили автобусы до нужной степени кондиции.
И вот, на горизонте реальных энтузиастов-реставраторов ЛиАЗ-677 появился новый игрок. В его активе – один из старейших ЛиАЗов-677, сохранившихся до наших дней практически в первозданном состоянии.
Первая часть успеха уже есть: выиграна напряжённая аукционная гонка, автобус доставлен из Красноярского края в Москву, поставлен на ход и зарегистрирован в установленном порядке в ГИБДД.
Теперь самое время рассказать, чем же так притягателен для ценителей ретро-автобусов именно этот сохранившийся экземпляр.
Однажды, в конце декабря 1975 года, со стапелей Ликинского автобусного завода сошёл обычный, неотличимый от тысяч его собратьев, ЛиАЗ-677 кремового цвета с синими полосками. Автобус получил текущий заводской номер 40387 и направился на площадку готовой продукции ожидать распределения на работу. Обычно тогда случалось так, что в конце каждого года большие партии новых ликинских автобусов по разнарядке предназначались для поставки в Москву и в другие крупные города. В 1975 году как раз завершалась очередная пятилетка, и наверху нужно было отрапортовать о значительном обновлении столичного автобусного парка, о высоких темпах замены на московских маршрутах устаревших 62-х местных автобусов 158-й модели на современные 110-местные ЛиАЗы-677.
И вот с площадки готовой продукции один за другим выезжают новенькие ЛиАЗы-677, предназначенные для 7-го, 13-го московских автобусных парков. Забирают свои машина представители 5-го, 3-го автобусных и Филёвского автобусно-троллейбусного парков. Во 2-й автобусный уезжают пять пахнущих свежей краской ЛиАЗиков, среди них автобус с заводским номером 40386…
Следующая по очереди машина с заводским номером 40387 уже была готова направиться на тяжелую рутинную работу по перевозке пассажиров в столице. Но в её судьбу вмешалась необходимость быть востребованной для применения в совершенно ином качестве, а именно, для службы в области искусства…
Заводская табличка: выпуск — декабрь 1975 года, заводской номер 40387
Как известно, Ликинский автобусный завод помимо основной продукции, больших городских автобусов, время от времени в небольших количествах производил для нужд телевидения специальный автобус-фургон марки ЛиАЗ-5930 с оригинальным кузовом на базе классического ЛиАЗ-677. В кузове автобуса-фургона размещались аппаратура и оборудование передвижной телевизионной станции (ПТС). Всё телевизионное и часть вспомогательного оборудования станции удалось разместить по отсекам фургона. В отлично тепло- и звукоизолированном кузове имелись аппаратные видеорежиссёра, звукорежиссёра и техническая аппаратная. Кроме того, ЛиАЗ-5930 имел внушительные багажные отсеки и был оснащён двумя кондиционерами с питанием от внешней электросети. Однако, для полноценной работы телевизионшиков, оборудования, которое удалось разместить в фургоне ЛиАЗ-5930, оказалось не достаточно. Поэтому в состав станции входил вспомогательный автобус (сначала на базе ЛиАЗ-158В, а потом на базе ЛиАЗ-677), на котором перевозилось дополнительное и выносное оборудование, разнообразные кабели, штативы и даже устанавливалась специальная площадка на крыше для возможности обзорной съёмки. Это дополнительное и вспомогательное оборудование занимало значительный объём, поэтому вспомогательный автобус был неотъемлемой единицей в составе ПТС.
Комплект ПТС получался следующим образом. Фургон ЛиАЗ-5930 изготавливали в Ликино, к нему добавляли обычный ЛиАЗ-677 и эти две машины переправляли на Шауляйский телерадиозавод. Там «основную» машину ЛиАЗ-5930 начиняли всем сложным специальным телевизионным оборудованием, а «вспомогательный автобус» ЛиАЗ-677 переделывали из пассажирского фактически в грузовой вариант. Снимали лишние сидения, поручни и устанавливали площадку на крышу, всевозможные полки, крепления, разделяя при этом кузов автобуса перегородками на различные технические и пассажирские отсеки.
Комплект передвижной телевизионной станции: основной автобус-фургон ЛиАЗ-5932 и вспомогательный автобус ЛиАЗ-677. Омск, конец 70-х
Знаменитые изречения «Хлеба и зрелищ!», «Из всех искусств для нас важнейшим является кино», для массового отдыха и развлечения советских людей середины 70-х были весьма актуальны. В 1975-м до знаменитей фразы Родиона Рачкова из фильма «Москва слезам не верит»: «Скоро ничего не будет, ни театра, ни кино. Будет лишь одно сплошное телевидение!» остаётся ещё четыре года. Но темпы развития телевидения в Восточной Сибири требуют переоснащения материально-технической базы Красноярского краевого радиотелевизионного передающего центра.
К середине «Эпохи застоя» всё больше число красноярцев имеют в своём пользовании цветной телевизор. Поэтому «в Верхах» принимается решение оснастить Красноярский РТПЦ новой, отвечающей требованиям реалий времени ПТС ЦТ «Лотос» с возможностью записи и передачи цветного изображения.
И вот, в конце 1975-го в Ликино изготовлен «штучный» кузов телевизионного автобуса-фургона для новой ПТС ЦТ. Теперь нужно его направлять в Шауляй для «начинки» электронными телевизионными приборами.
В компанию к «телеящику» представитель завода случайным образом выбирает со стоянки склада готовой продукции кремового с синими полосками ЛиАЗа-677. Так машина под заводским номером 40387, избежав участи (а может быть, и почёта) линейной работы в Москве, едет в Прибалтику, в город на севере Литвы, получить необходимое дооборудование и далее проследовать к «порту приписки» — в столицу Восточной Сибири, город Красноярск, чтобы верой и правдой служить краевому радиотелевизионному передающему центру.
Транссибирская магистраль. Новые ЛиАЗы-677 направляются для работы на бескрайних Российских просторах
Видимо, действительно, Прибалтика – дело не быстрое. И вот в августе 1976 года из Шауляя в Красноярск наконец-то поступила полностью укомплектованная ПТС ЦТ «Лотос» в составе фургона ЛиАЗ-5931В («В» — вещательная, с возможностью проведения прямых трансляций) и вспомогательной машины ЛиАЗ-677 (зав.№ 40387).
Это была последняя модификация «Лотоса» — уже цветная ПТС, к тому же, в отличие от остальных «Лотосов», она была уже и вещательная. По воспоминаниям работников Красноярского РТПЦ, телевизионная аппаратура данного варианта ПТС ЦТ «Лотос» оказалась очень капризной, часто выходила из строя.
С 1977 года начали выпускаться более совершенные ПТС ЦТ, «Магнолии» ЛиАЗ-5932.
Тем не менее, именно с этой ПТС ЦТ «Лотос» в Красноярском крае началась «Эра цветного телевидения»: 22 октября 1976 г. — первая цветная запись спектакля в Красноярском ТЮЗе. 7 ноября 1976 г. — прямая трансляция праздничной демонстрации с проспекта Мира в цвете.
Итак, первую часть своей автобусной судьбы, долгих тридцать лет, герой нашего повествования, ЛиАЗ-677 с заводским номером 40387, прожил в заботах по обеспечению цветного телевизионного вещания для жителей Восточносибирского региона. Летит время, в 21-м веке телевизионная техника шагнула далеко вперёд. Модернизировать старые ПТС, начиняя их современным цифровым оборудованием, не имеет смысла, и в распоряжение Красноярского телецентра поступают новые спецмашины. В 2007 году телеоборудование старой ПТС «Лотос» списывается, но транспорт, в котором оно размещалось, пребывает в хорошем, бодром состоянии и ещё может послужить. Судьба фургона ЛиАЗ-5931 до сих пор доподлинно не известна. А вот на вспомогательный автобус ЛиАЗ-677 с малым пробегом и крепким кузовом сразу находится покупатель.
Машину для развозки своих сотрудников приобрело ОАО «Краснокаменский рудник», что находится в Курагинскм районе Красноярского края, в посёлке Краснокаменск, среди тайги в отрогах гор Восточного Саяна. В советские годы предприятие добывало железную руду для Кузнецкого металлургического комбината. В 90-е годы рудник был акционирован, но предприятие лихорадило, и в 2005 году он в первый раз был объявлен банкротом. В 2007-2008 гг. из-за проблем со сбытом железорудного концентрата было принято решение перепрофилировать рудник на выпуск щебня.
Для вновь заработавшего предприятия дешёвый и крепкий б/у автобус как раз пришёлся в пору. Но в салоне бывшего телевизионщика недостаёт сидений и поручней, ведь он служил фактически грузопассажирским фургоном. Специалистам гаража рудника подвластна любая техника: и огромные горные экскаваторы, и БелАЗы, и городские автобусы. Они с лёгкостью превращают специальный вспомогательный к ПТС автобус-фургон обратно в стандартный пассажирский ЛиАЗ-677. Демонтируют ненужные полки, ящики, крепления, перегородки и комплектуют салон сидениями и поручнями со старых списанных ЛиАЗов-677 в точности по заводскому типу. Благодаря предыдущей «непыльной» работе на ТВ в весьма щадящем режиме, кузов 32-х летнего автобуса настолько хорошо сохранился, что для новой службы на руднике он даже не требует перекраски!
Теперь это обычный пассажирский ЛиАЗ-677, а его телевизионное прошлое выдают лишь технологический люк на правом борту за первой дверью да массивная площадка на крыше, которую решили не снимать.
Развозными автобусами по установленному маршруту на руднике посменно трудятся две машины, за день общий пробег составляет 155 км. Интересно, что фактически служебные автобусы-развозки рудника были зарегистрированы в ГИБДД даже под «жёлтыми» «автобусными» номерами, видимо, в соответствие со статусом регулярного установленного маршрута.
Август 2007 года. ЛиАЗ-677 на конечной остановке маршрута в ожидании работников Краснокаменского рудника
Безусловно, 677-й ЛиАЗ не был бы 677-м ЛиАЗом, если бы не выделялся среди прочих автобусов своим чрезмерным бензиновым аппетитом. С учётом всех надбавок (за возраст, за категорию дороги и т.д.) расход топлива для ЛиАЗа-677 руководство Краснокаменского рудника разрешило установить равным летом 63,72 , а зимой 70,2 литров на сотню!
Расписание маршрута
В мирную жизнь простых работяг-горняков, которых и перевозил наш автобус, современные экономические реалии вносят свои коррективы. В 2010 г. на предприятии началась модернизация и реконструкция производства, а с 2012 г. главным инвестором стала гонконгская компания «Цинлун». Предлагались ряд проектов развития рудника. Тем не менее производство на ОАО «Краснокаменский рудник» в Курагинском районе остановлено с декабря 2012 года.
Владельцы компании менялись, теперь уже китайская Lofty Stand Ltd, получив контроль над предприятием в 2013 году, обещали вложить в модернизацию 1,2 млрд руб. Однако затем сотрудникам перестали платить зарплату. Следующий шаг — банкротство, обращение о признании предприятия банкротом поступило в Арбитражный суд Красноярского края 9 апреля 2015 года. Причиной обращения в суд стала задолженность ОАО «Краснокаменский рудник» перед ООО «Краснокаменские Энергосети» в размере 13,2 млн руб.
ОАО Краснокаменский рудник, оставшийся рудимент из прошлой жизни
Что стало дальше с нашим героем повествования, автобусом ЛиАЗ-677, мы уже знаем: вместе с другой техникой его у самого предприятия-банкрота выкупили местные предприниматели, которые перепродали автобус на самой известной российской интернет-площадке.
История автобуса-ветерана рассказана, теперь о том, что же сегодня он представляет собой, в каком виде дошёл до нас раритетный ЛиАЗ-677 родом из самой середины «застойных брежневских времён»…
Автобус поступил в дружественную мастерскую, которая специализируется на воссоздании советских ретро-автомобилей и отличается от других ретро-мастерских качеством вдумчивой и внимательной к деталям реставрации подопечных авто.
Её хозяин, зная мой интерес и опыт работы с ретро-автобусами, пригласил оценить данный редкий образец (на нашем сленге «полосатого чашечного ЛиАЗа-677 из 70-х») и наметить объём работ по его неспешной реставрации с целью получить в результате максимально аутентичный и качественно исполненный экземпляр.
Обычно, попадая в ретро-автомастерскую, фактически в настоящее царство возрождения старой техники, стараешься деликатно прикоснуться к этому таинству. И всё-таки внимательно стремишься рассмотреть всё многообразие находящихся в работе у мастеров раритетных автомобилей, возможно, будущих музейных экспонатов. В работе великолепные «Победы», ЗиМы, «Чайки», 21-е «Волги», красивые, как игрушечные «Москвичи» от 401-го до 427-го. Кроме самих автомобилей, всегда интересны организация и условия работы мастеров. Здесь всё на уровне: удобные подъёмники, уникальные станки, приспособления и оборудование для восстановления интерьера, агрегатов, узлов и деталей старых авто…
Радушный хозяин воодушевлённо рассказывает о своём предприятии. Но мне не даёт сосредоточиться кремовый с синими полосами автобус, ждущий нас во дворе. Наконец, доходим до главной цели моего визита, заботливо спрятанной под гигантским навесом. Вот он, аутентичный 677-й из нашего детства, приветствует нас, весело улыбаясь своей добродушной мордочкой!
Безбамперный раритет!
Удивительно, но за 43 с лишним года автобус ни разу не перекрашивался! Следов даже частичной подкраски нет. Поэтому, конечно, сегодня его внешний вид прямо скажем, не очень… Просто так взять и выехать на дорогу стыдно, автобус нужно приводить в порядок. По сравнению с прошлым годом, когда автобус только-только приобрели в Краснокаменске, отмечаю, что краска во многих местах, особенно в районе стыков панелей передка, заметно облетела. Видимо, февральский перегон в 4500 км на низкопольном трале по соляному раствору российских трасс усугубил воздействие на ЛКП в местах концентрации напряжений. И после хорошей мойки краска облетела, как осенний лист.
Сохранность родных деталей, их аутентичность впечатляют. Один комплект редчайших молдингов ещё от предыдущей, 158-й модели чего стоит! Причём молдинги эти достаточно ровные, с сохранившимся прошивом ПВХ-лентой. И даже оригинальные катафоты под задними фонарями – «чашками» присутствуют! Мало кто из знатоков 677-й модели помнит, что именно такими они и должны быть на машине 1975-го года.
Пресловутые *чашки* задних фонарей.
Поднимаемся в салон. Отмечаем крепкие подножки, причём они даже ни разу не крашены! Центральный поручень от ЛиАЗов-677 начала 80-х – в характерной тёмно-синей оплётке. Как раз к Олимпиаде-80 такая рифлёная оплётка и начала появляться на 677-х. Правда, здесь она уже вся истёртая и местами ободранная – конечно, ведь пересажена она с отслужившего своё донора. В таком виде, конечно, не годится, но как факт! Безусловно, для автобуса 1975 года поручень должен быть не такой, а гладкий, хромированный.
Добро пожаловать в салон!
Поручни в салоне местами сохранились родные, в настоящем советском хромовом покрытии – те, что не демонтировались при переделке автобуса в специальный вспомогательный к ПТС. Остальные, как и все кронштейны, раскладки – добавлены с десяток лет назад, от неизвестных красноярских 677-х – доноров. Часть оригинальных сидений с родной, тёмно-коричневой обшивкой. Но пребывают они в состоянии крайней изношенности, и взять с них можно лишь фрагмент для подбора цвета и фактуры материала. Автобус имеет стандартную для середины 70-х расцветку интерьера салона: бежево-кремовый пластик потолка в сочетании с кирпично-коричневого цвета слоистым пластиком отделки подоконных панелей. На полу сохранилось родное чёрное резиновое покрытие «в рубчик» – именно такой пол и именно в такой раскройке должен остаться на отреставрированном оригинале.
Однако, общее впечатление от сохранности салона – не удовлетворительное. Попорчен, затоптан, заезжен, ведь в последние годы ЛиАЗу досталось по полной программе: каждодневные рейсы вверх-вниз по карьеру с набитым «под завязку» салоном суровых рабочих рудника, это вам не пару раз в месяц творческую группку телевизионных деятелей искусств с ветерком прокатить…
На закате карьеры автобусу пришлось хорошо поработать!
Боковины отделки потолка сняты и сложены на задней площадке – это нужно было сделать для демонтажа площадки на крыше, чтобы подобраться к её крепежу.
Боковые панели облицовки крыши сняты и сложены на задней площадке.
Снаружи первым делом бросается в глаза прямоугольный люк на боку за передней дверью. Это своеобразный атавизм, он скрывает разъёмы и розетки, которые необходимы были автобусу в его первой телевизионной жизни. Кстати, «на вспомогательных к ПТС» ЛиАЗах-677М следующего поколения, изготовленных в 80-х/90-х, этот люк другой формы и выполнен несколько иначе.
Люк для кабелей и разъёмов, оставшийся из прошлой телевизионной жизни
ВС АВТ — вспомогательный автобус. 8.76 — август 1976 года. Никогда ранее такую табличку видеть не доводилось.
На автобусе сохранён весь комплект алюминиевой обшивки кузова и крыши «по заводу», даже с родными раскладками. Стальные панели задка и передка помяты и корродированы. Таких отметок времени за четыре с лишним десятилетия, к сожалению, не избежать.
Автопокрышки новые, но это уже не оригинальные 280-508 И-А73 с характерным «ЛиАЗовским» рисунком протектора.
В кабине многое сохранено в оригинальном виде. Интересны пульт управления ГМП с силуминовым корпусом так называемого «второго поколения», а также педаль «груши» стеклоомывателя, которая видна в районе левой ноги водителя. Чужеродными элементами выделяются лишь комбинированный КамАЗовский переключатель, посаженный на рулевую колонку под пультом ГМП, да круглый датчик зарядки АКБ, дополнительно вживлённый в центральную часть комбинации приборов.
Коричневое стёганное дерматиновое покрывало на капоте в кабине оригинальное, но крайне «убитое» и годится только как образец.
Рабочее место водителя
На спидометре зафиксирована цифра «31851». По моим подсчётам, принимая во внимание 30 с лишним лет щадящей «телевизионной» эксплуатации автобуса, это должен быть всего лишь второй круг, т.е. пробежал он 131,9 тыс.км. На звание «капсулы времени», конечно, не претендует. Но всё же такой скромный пробег для городского автобуса большого класса, несомненно, добавляет этому ЛиАЗу-677 коллекционной ценности.
Только в самой лучшей современной ретро-мастерской можно наблюдать такую картину: ЛиАЗ-677, народный Скотовоз и номенклатурный Членовоз, ГАЗ-14 Чайка — восстановление любого авто подвластно только настоящим мастерам!
Автобус сейчас на ходу, но двигатель, трансмиссия, агрегаты, пневмо- и электрооборудование требуют более внимательного изучения с целью определения потребности в их ремонте и регулировке. Заняться этим планируется в летний сезон.
В заключение, предлагаю оценить степень уникальности данного сохранившегося ЛиАЗа-677 1975 года выпуска, сравнив его с дошедшими до наших дней машинами этой модели ранних выпусков, «брежневских времён», которые сохраняются в музеях либо у энтузиастов.
Безусловно, самый старый из сохранившихся 677-х и одновременно самый лучший, комплектный и аутентичный – в московской коллекции ретро-техники ГУП «Мосгортранс». Отлично сохранился благодаря использованию на протяжении всего срока службы в резерве как санитарный транспорт для эвакуации пострадавших, а также для учебно-тренировочных целей по гражданской обороне.
Машина изготовления первой половины 1975 года, была передана в музей «Мосгортранса» осенью 2008 года, воссоздана в изначальном пассажирском варианте в 2013 году. Причём ремонт был произведён с наименьшими затратами – фактически потребовались лишь комплектация салона (сидениями, поручнями), мелкие кузовные работы и окраска кузова.
Старейший из сохранившихся 677-х, московский музейный ЛиАЗ-677 до ремонта, 2007 год
Самый лучший и самый старинный ЛиАЗ-677 1975 года выпуска в наши дни. Июль 2018 года
Второй «по старшинству», также московский музейный ЛиАЗ-677Б, пригородной модификации, с ровным полом по всей длине салона и 33 местами для сидения. Изготовлен также в 1975 году, но он на несколько месяцев моложе своего коллеги по музею. Тоже провёл всю свою автобусную жизнь в резерве как санитарный и учебно-тренировочный. Собрание ретро-техники «Мосгортранса» пополнил в далёком 1994-м году и был первым из автобусов 677-й модели, сохранённых для истории. К сожалению, этому автобусу в своей новой музейной судьбе постоянно не везёт. Длительное неподобающее хранение с последующим бесконтрольным и безразличным восстановлением, плюс недавние варварские действия непрофессиональных и бесхозяйственных «новых музейных хранителей» сегодня привели к тому, что, говоря об этом старом, редком ЛиАЗе можно лишь деликатно констатировать: «спасибо, что живой»…
ЛиАЗ-677Б ретро-коллекции Мосгортранса, 1975 года изготовления, которому почему-то постоянно фатально не везёт…
И всё-же: спасибо, что живой!
Третий из ранних сохранившихся ЛиАЗов-677, довольно крепкий, комплектный и аутентичный автобус 1977 года производства, находится на Украине, в коллекции любителей из Львовской области. Об этом автобусе мы уже упоминали, в 2017 году он был выкуплен из автошколы в городе Хмельницкий, перевезён к новому владельцу и сейчас находится в стадии реставрации.
ЛиАЗ-677 отменной сохранности 1977 года производства на Украине, 2018 год.
К редким «ископаемым» ЛиАЗам-677 следует отнести и автобусы данной модели выпуска начала 80-х, которые унаследовали все признаки ранних автобусов «застойных 70-х», но со второй половины 1982 года формально считались уже машинами модернизированной серии ЛиАЗ-677М. Они сохраняли всё те же характерные круглые задние фонари («чашки», «блюдца», «тарелки»), алюминиевые элементы обшивки кузова и крыши, такие автобусы ещё не имели отдельных бамперов, а люки на крыше в стандартном оснащении всё ещё были не обязательными.
Сегодня таких интересных ЛиАЗов-677М изготовления начала 80-х в подлинном, не испорченном ремонтами виде почти не осталось. Лучшая из сохранившихся машин 677-й модели этого периода была приобретена в автошколе города Няндома Архангельской области, любителем из Солнечногорского района Подмосковья весной 2011 года. С этого времени владелец на различных интернет-ресурсах периодически заявляет, что вот уже совсем скоро отремонтированный автобус будет принимать участие в ретро-поездках для всех желающих и далее использоваться во всевозможных музейных либо выставочно-экскурсионных целях. На деле изначально бодрый ЛиАЗ-677М производства начала 1983 года, открытый всем снегам, дождям и ветрам, из года в год ветшает в огороде у счастливого обладателя среди десятка других ретро-автомобилей и автобусов.
*Чашечный* ЛиАЗ-677М 1983 года выпуска в Солнечногорском районе Московской области. Фото осени 2011 года, сейчас автобусу намного хуже…
Подводя итог о главном герое рассказа, лишь недавно возвращённом из забвения в глубине Российских просторов, об автобусе ЛиАЗ-677 с заводским номером 40387 изготовленном на Ликинском автобусном заводе в далёком декабре 1975 года, можно засвидетельствовать, что на сегодня это действительно редчайший сохранившийся экземпляр, несомненно, имеющий высочайшую историческую ценность. А именно, по изложенным выше объективным оценкам этот ЛиАЗ-677:
— третий по старшинству,
— второй по степени сохранности, подлинности, добротности и пригодности к восстановлению,
— автобус попал в руки к небезразличному частному владельцу, который доверил воссоздание машины реставрационной мастерской экстра-класса, способной сделать свою работу на высшем уровне.
Нынешний владелец не торопит мастеров со сроками выполнения восстановительных работ. Это хорошо, ведь известно, к чему приводит излишняя спешка. Есть над чем поработать и в плане поиска недостающих либо повреждённых временем деталей. Особенно на замену необходимы кузовные детали. В состоянии лучше тех, что сейчас есть на автобусе, но особая роскошь – хочется найти новые «железки». Поэтому, если вдруг у кого есть возможность достать боковины, центральную часть переднего фартука, угловые панели передка, задка, хотя бы парочку тех самых «чашек» — корпусов задних фонарей – сообщите, в долгу не останемся!
Родной брат нашего сегодняшнего автобуса-раритета, сошедший вместе с ним с заводского конвейера в далёком декабре 1975-го года ЛиАЗ-677 с заводским номером 40486, стал обычным тружеником столичных автобусных трасс. Под управлением водителей 6-й колонны 2-го автобусного парка А.Зыбина и Н.Образцова добросовестно перевозил пассажиров 99-го маршрута от Автозаводского моста до 138-го квартала Выхина. Отслужив положенный срок, в мае 1982 года был отдан Ярославскому областному ПО «Вторчермет» и на этом история его прекратилась.
Совсем иначе, насыщенным и интересным оказался жизненный путь нашего героя, обычного городского автобуса из середины брежневской эпохи. Да, этот кремово-синий ЛиАЗ-677 что сейчас живёт рядом с нами, стал настоящим путешественником в пространстве и времени!
Февраль 2019 года, наш ЛиАЗ-677, путешественник сквозь время и пространство. Открыта новая страница его жизни. Желаем удачи!
Постараюсь в дальнейшем освещать события, происходящие с ним.
Очень надеюсь, что уникальный автобус ждёт счастливая судьба!
Источник: