Шипованная резина вспарывает лед и поднимает в воздух брызги с ледяной крошкой. Если смотреть на все происходящее издалека, то действо похоже на причудливый танец, только в роли вальсирующих на льду обычные автомобили Renault. Здесь они едут боком, с заносом входят в поворот, выписывают восьмерки, делают полицейский разворот и проходят ледовую трассу на скорость, где от пилота требуется полная концентрация и четкие слаженные действия. Слишком сильно нажали на педаль газа — вылетели с трассы, недокрутили руль — приехали в обочину, немного замешкались при торможении и здравствуй чужой бампер.
Как и при любом обучении двигаемся от простого к сложному. Сначала надо понять как автомобиль ведет себя на льду, как разгоняется и, главное, как тормозит. А заодно можно потренировать торможение — быстрый и четкий перенос ноги с газа на тормоз и торможение так чтобы сработала ABS. Задача — правильно оценивать тормозной путь и рассчитать точку торможения так чтобы автомобиль остановился перед импровизированной стеной. Еще одно развлечение — два автомобиля стартуют с разницей в пару секунд сначала второй должен удерживать такую же скорость как и первый (держать дистанцию), а потом внезапно первый оттормаживается в пол и задача второго не приехать ему в бампер. Очень бодрит. Несмотря на то, что заезды происходят на параллельных траекториях.
В нашем распоряжении Renault Koleos, Kaptur и Duster обновленного модельного ряда. На всех них принудительно принудительно отключена система ESP — для того чтобы водитель полностью контролировал автомобиль и понимал что происходит.
У автомобилей при включенном полном приводе распределение по осям 40:60, поэтому на скользкой дороге они ведут себя ближе к переднеприводным. В любом случае, важно понимать как распределяется крутящий момент именно в вашем автомобиле и в какой момент автоматика может принудительно подключить полный привод и какое там будет распределение. Т.e. cамым правильным будет упражняться именно на своем автомобиле, потому что тут даже расположение центра тяжести может иметь значение.
Развлекаемся на новых шинах Michelin X-ICE North 4, 250 шипов, модный рисунок протектора с 22 линиями в продольном и 22 в поперечном направлениях чтобы это ни значило. Но шины работают на отлично и ведут себя очень предсказуемо, несмотря на неблагоприятные условия
Погода преподносит сюрпризы и там где еще пару дней назад был гладкий лед теперь лужи воды по щиколотку. Под водой все еще крепкий лед, поэтому инструктаж “машина тонет медленно, не пытайтесь открыть дверь, выбирайтесь через окно” остается теорией. А мы отправляемся на лед Ладожского озера где уже заботливо расставлены конусы.
Относительно большой Koleos поражает огромным сенсорным дисплеем, а в подстаканники отлично помещается камера. Несмотря на свой не очень "гоночный" вид автомобиль четко слушается руля и четко входит в повороты, ну, насколько это возможно на льду.
Дальше чуть сложнее — восьмерки, круги и бублики, которые надо проехать максимально эффективно.
Есть снос, а есть занос. Снос — это когда в скольжение срываются передние колеса и машина начинает вращаться вокруг задних. Это плохо, потому что автомобиль фактически теряет управление — нет сцепления с дорогой, машина не реагирует на руль.
Занос — это когда зад пытается обогнать перед и машина вращается вокруг передней оси. Занос можно контролировать и использовать, например, для того чтобы уменьшить радиус поворота и скорость его прохождения.
Четко рассчитать траекторию, выбрать нужное место для торможения, сбросить скорость до нужной, потом вывернуть руль до упора и добавить газа и вот уже автомобиль в заносе — задние колеса как-бы “забрасывают” машину в поворот. Обратили внимание, что в моем описании очень много неизвестных? Какое место нужное? А какая скорость должна быть? А сколько тормозить? Тут нет универсального ответа — все эти параметры вы выбираете исходя из своего опыта, автомобиля и дорожных условий. И помните — скорость входа должна быть такой, чтобы из поворота можно было выйти.
Например, мой мозг категорически против того чтобы специально вызывать занос. Зачем, если машина тихонечко и аккуратненько и так едет? Но чтобы понимать, что может произойти на скользкой дороге в реальной ситуации приходится тренироваться. Поэтому разгон, торможение, руль вбок, резкий газ, вход в поворот, плавное распрямление руля, стабилизация и плавный разгон на прямых колесах до следующего участка с конусами. Повторять до полного удовлетворения.
Еще одна сложность на уровне инстинктов — смотреть не туда куда едет автомобиль, а туда куда он должен ехать. Т.e. если вас занесло на дороге, надо смотреть не на обочину в ужасе, а повернуть голову на дорогу. Так же и в этих упражнениях — иногда приходится смотреть в боковое стекло. Но именно так мозг работает в связке с руками. Помните, когда в детстве ездили на велосипеде и пытались оглянутся назад руки сами собой непроизвольно поворачивали руль? Тут работает тот же самый рефлекс. Поэтому — при попадании в занос не тормозим (в прямом смысле) и смотрим в ту точку, где хотим оказаться (предполагаю, что на дороге и на своей полосе).
Ритмичный занос — еще одна неприятность которая может случится на скользкой дороге. Это когда машину начинает крутить в одну сторону, вы пытаетесь ее поймать, но из-за ошибочных действий происходить “виляние” в другую и так дальше. Считается, что третий “хлыст” не отловить (но бывает по разному) потому что автомобиль просто входит в резонанс. Поэтому тренируемся быстро и ритмично перекладывать автомобиль из одного заноса в другой. Вроде получается, осталось теперь чтобы отработанные навыки сработали в реальной критической ситуации.
Но намного интереснее проверить все полученные знания на реальной трассе. Организаторы перекрыли в лесу участок дороги с интересными поворотами и рельефом по которому проходят раллийные гонки. Для создания правильного антуража полагается штурман со стенограммой и гоночный шлем. В шлеме жарко и неудобно поэтому хочется проехать трассу как можно быстрее (раскрыт секрет именитых гонщиков!). Но тут уже реальная обочина и реальные елки вокруг, поэтому внимательно прислушиваюсь к навигации штурмана — 300 левый 4, значит что через 300 метров будет левый поворот градусов на 50.
Кроме участка в елками и обочиной, есть расчищенная раллийная трасса по льду. Машины уже на шинах Master Sport KX46 с тренировочными раллийными 2-миллиметровыми шипами. Скорость, адреналин, точно рассчитанные повороты и контролируемые заносы — это то место где утилитарный Duster, который является лидером в своем классе, внезапно превращается в гоночный болид и четко входит в повороты. А почему бы и нет?
В этом году Duster немного обновился. Он получил новое рулевое колесо, новый дизайн дисков, мультимедийную систему Media Nav 4.0 с поддержкой Apple Carplay и Android Auto, аудиосистему Radio Connect с поддержкой приложения R&Go. Теперь с помощью мобильного приложения можно найти автомобиль, получить расширенную информацию с бортового компьютера и тренироваться в экономичном вождении.
Сначала проезжаем несколько ознакомительных кругов чтобы изучить связки поворотов и спокойно выбрать оптимальную траекторию. А потому уже на скорости — именно тут пригождаются навыки отработанные на “площадке” — четкое и быстрое торможении, правильный выбор точки входа в поворот и прохождение поворота в заносе. Оттормозится до нужной скорости на прямом участке, четко войти в поворот и выйти из него с набором газа.
В теории звучит очень запутанно и непонятно (я пыталась пару статей читать и книжет), но после 10 часов тренировок начинаешь уже примерно чувствовать и понимать, что происходит с автомобилем.
Приходит понимание, что для того чтобы “довернуть”машину в повороте и эффективно из него выйти надо прибавить газ. Ну и помним, что никаких резких маневров в повороте — на затяжном повороте крепко держим руль, стараясь помнить куда смотрят передние колеса. Если смотрят в сторону выхода из поворота значит все идет по плану.
Для тех кому дневных заездов показалось мало предлагается повторить все то же самое ночью — ледовая трасса и извилистый трек в свете фар выглядят совершенно по другому. Да и проходить повороты с заносом в темноте не так страшно, а может я уже просто привыкла? Кстати, ночью навигация штурмана реально выручает, 300 правый 5 и вот ты уже готовишься входить в правый поворот на 90 градусов, хотя его еще не видно.
Ну а если вы где-то ошиблись и оказались в глухом лесу без связи, но с автомобилем, то можно попробовать выжить. Пожарить яичницу на номере, развести костер с помощью огнива… у вас нет огнива? Тогда с помощью автомобильного аккумулятора (не забудьте отключить его от бортовой цепи), воду отфильтруйте с помощью мха и углей из костра, а из снега постройте укрытие.
Шансы на выживание повышаются, если у вас в багажнике припасена вата, веревка, компас, лопата и сигнальные ракеты. У меня вот обычно еще и котелок с консервами катается и газовая горелка.
И передохнув ломитесь через снег и лес в цивилизацию, к людям. Благо Duster прет, так что становится страшно. Я бы на FJ несколько раз подумала стоит ли туда ехать или нет, а у Дастера, походу, просто нет вариантов. Ни шагу назад и вцепившись в руль и вдавив педаль газа мы ломимся по снежным колеям. Развлечение в очередной раз подтверждает, что Duster все-таки внедорожник, в самом правильном понимании этого слова.
Для тех, кто дочитал до этого места небольшой бонус и краткая выжимка советов, которые, я надею, помогут на скользкой дороге:
— Четко представлять какое покрытие под колесами и как на нем себя ведет автомобиль — лед, гравий, влажный асфальт.
— Правильно выбирать скорость движения. Это не значит что надо тащится как черепаха и создавать помеху другим участникам движения. Скорость должна быть такой чтобы вы могли полностью контролировать дорожную обстановку. В случае зимней езды, или плохой погоды — контролировать “с запасом”.
— В любом случае, никаких резких движений. Резко стартанули со светофора на скольсзкой дороге получили занос. Слишком резко повернули руль чтобы объехать яму — оказались в кювете. Плавный старт, плавный набор скорости без пробуксовки
— Тормозить только на прямых колесах. До поворота. Резкое торможение с повернутыми колесами и вот уже зад машины обгоняет перед.
— Если машину занесло, тормоз нажимать бесполезно и даже вредно — колеса блокируются, машина срывается в скольжение и становится совсем неуправляемой. И это самое сложное. Потому что противоречит инстинктам.
— Еще один противоречащий инстинктам момент — если машину сносит в повороте во внешнюю сторону, то подсознательно хочется докрутить руль внутрь поворота. А делать так нельзя — держим руль крепко, не сбавляем газ и плавно распрямляем руль на выходе из поворота постепенно увеличивая газ.
— Передние колеса всегда должны быть повернуты по направлению вашего движения, не важно где скользят задние.
— Важно в каждый момент понимать куда направлены передние колеса независимо от того в какую сторону движется автомобиль. Потому что одной из распространенных ошибок при попытке выхода из заноса является слишком большой угол поворота руля в результате чего машина просто переходит их одного заноса в другой. Опять же, это немного сложно, потому что мозг видит что автомобиль движется не туда куда надо, и хочется прикладывать больше усилий для стабилизации.
Но теоретические советы хороши только на бумаге, в экстимальной ситуации в дело включаются инстинкты. Поэтому очень важно тренироваться. Лучше с грамотным инструктором, но можно и на большой скольсзкой поляне в лесу на своем автомобиле.
За приглашение на мероприятие спасибо компании Renault. Кстати, в планах у них сделать такую школу вождения не только прерогативой журналистов и блогеров, но и для всех пользователей марки.
Источник: