А знаете ли вы, что на всем протяжении Главного Кавказского Хребта от Каспия и до Черного моря в 1000 километров официально существует только 4 автомобильных дороги по которым можно попасть из Северного Кавказа в Закавказье?
Да — да, я говорю, именно про дороги, доступные для проезда гражданским автомобильным транспортом, в том числе и с внедорожной подготовкой.
Потому что, пеших и конных троп через Главный Кавказский Хребет значительно больше и таких маршрутов десятки.
Итак, поговорим про дороги…
Граница Россия — Азербайджан по реке Самур
Первая дорога ведет в Азербайджан через Дербент вдоль Каспия, вторая — это Военно — Грузинская дорога из Владикавказа в Тбилиси, третья — это Транскавказская магистраль(Транскам) в Южно-Осетинский Цхинвали, а четвертая — из Сочи в Абхазский Сухуми.
Грузия, Военно — Грузинская Дорога
Но две из этих дорог являются тупиковыми, они ведут в Абхазию и Южную Осетию без возможности продолжения движения дальше в Грузию по геополитическим причинам.
Северная Осетия. Военно-осетинская дорога.
Но на самом деле, существуют еще несколько секретных и закрытых дорог через Главный Кавказский Хребет по которым, тем не менее, можно проехать на автомобиле в Закавказье:
1)Военно — Осетинская дорога из Мамисонского ущелья в Северной Осетии в Грузинский Кутаиси
2) Бежта — Лагодехи из Дагестана в Грузию
3) Итум-Кали — Шатили из Чечни в Грузию через Аргунское ущелье
4) Верхний Зармаг — Квайса из Мамисонского ущелья в Северной Осетии в Южную Осетию
5) Строящаяся дорога Цахур — Загатала из Дагестана в Азербайджан
Дагестан. Заброшенная дорога Бежта — Лагодехи
После распада СССР граница между Россией, Грузией и Азербайджаном прошла по Главному Кавказскому Хребту таким образом, что разорвались многовековые связи между отдельными районами некогда союзных республик.
Как рассказывали "старожилы" по той же военно-осетинской дороге, вплоть до конца 1990-х ходили КАМАЗы с контрабандой из Грузинского Кутаиси в Осетию через Мамисонский перевал. Граница же была окончательно перекрыта только в конце 1990-х годов сначала грузинскими пограничниками, а с 2008 года перевал заняли российские пограничники. Сейчас к перевалу можно подняться только имея пропуска в пятикилометровую зону.
Мамисонский перевал на Военно-осетинской границе. Сейчас 5 км пограничная зона
Еще одна интересная дорога из Чечни в Грузию идет через Аргунское ущелье. Во время чеченских войн именно по этой дороге бандформирования получали как снабжение так и подкрепление. Дорога была построена в начале 90-х силами бандформирований
Аргунское ущелье Цой — Педе
Во время второй чеченской войны участок дороги на границе Грузии был уничтожен федеральными войсками для прекращения снабжения боевиков.
Дорога из Чечни в Грузию, Итум-Кали — Шатили
После окончания чеченской войны в Аргунском ущелье дислоцируется большое количество военных баз да и сама граница очень плотно перекрыта пограничной службой. Да и этот район Чечни едва ли не самый милитаризованный на Северном Кавказе.
Но не только государство строило дороги. В Цунтинском районе Дагестана из села Бежта в Грузинское Лагодехи местный предприниматель в начале 1990-х годов построил на собственные средства грунтовую дорогу. По этой дороге в "лихие" 90-е из Азербайджана вывозили технику и продовольствие в обмен на российское топливо. С тех пор в Цунтинском районе сохранилось много не легализованной грузовой техники без номеров.
Но границы не только перекрывают, но и пытаются открывать. Уже третий год строится дорога Цахур — Мишлеш — Мухах — граница с Азербайджаном. Планируется открыть там пограничный переход в Азербайджанский Загатала. После этого появится еще один официальный маршрут в Закавказье
Ну и осталось упомянуть про еще одну секретную дорогу в Южную Осетию из Мамисонского ущелья. Технологическая дорога вдоль газопровода, по которой можно попасть из Владикавказа в Цхинвали в обход Рокского тоннеля. Сложная, но красивая дорога на граница России, Грузии и Южной Осетии.
Но эта дорога требует отдельного репортажа потому, что она пролегает через один из самых высокогорных перевалов Кавказа с высотой 3139 метров.
Источник: