дата: 18 февраля 2019

Время назад! Заповедник ЛиАЗов в Конаково

Ныне в интернете модно возвращаться на десять лет назад. Вернёмся и мы: уже осветив последние классические ЛиАЗы Москвы, сегодня мы посетим город Конаково, что в Тверской области.
Конаково было последним заповедником с "луноходами", находившимся близ Москвы. Этот город расположен недалеко от границы Тверской и Московской областей, всего в двух часах хода на электричке, или чуть больше, чем в сотне километров на машине или автобусе от Москвы.

Братья-близнецы на конаковской автостанции. Обоих списали в 2013 году, с приходом новых машин

Десять лет назад я уже активно охотился на ЛиАЗы, доживавшие свой век в Москве, Подмосковье и соседних областях. Конаковское АТП в этом смысле было богаче всех: на ходу оставалось около десяти старых ЛиАЗов. Как и во многих других небольших городах той поры, на местном автопредприятии им всеми силами продлевали жизнь — альтернативы старым машинам попросту не было.

Некоторым ЛиАЗам только ремонтировали кузова на АРЗ в Яхроме, как эту машину…

По мере возможностей, автобусы даже отправляли на капремонт в Яхрому, на Яхромский автобусный завод. Это предприятие не только восстанавливало 677-е в заводских условиях для всей страны, но и выпускало эти автобусы самостоятельно. В Конаково из Яхромы попадали автобусы как после капитально-восстановительного ремонта, так и по сути построенные там заново, "под документы" через замену кузова.

…а некоторые — по сути, строили »под документы» заново, через »замену кузова». Этот автобус де-факто построен на ЯАЗе в 2007 году

Через два года, в 2011-м, эта машина попадёт в аварию, после которой её не стали ремонтировать, и списали

Все ЛиАЗы были переведены на газовое топливо, но сохраняли автоматическую коробку передач — так что характерный звук стеклотары от трансмиссии у этих машин сохранялся, а аппетит 677-го к бензину не был большой проблемой для предприятия. Наличие запчастей из старых запасов, и простота конструкции старых ЛиАЗов позволяли содержать автобусы-ветераны на плаву долгие годы.

Этот образчик доездил до 2013 года — его списали по приходу новых ЛиАЗов-5256. Провод на передке — от внешней системы электроподогрева двигателя

А этот ЛиАЗ до 2006 года ходил в подмосковном Талдоме, где работал в местном АТП Мострансавто. В 2009 году машина не пережила местных противотанковых дорог: у неё отгнила и отделилась от кузова корма, после чего автобус быстро отправили в металлолом

Из экс-талдомской машины у меня сохранилось даже небольшое видео. Снимал тогда же, на маршруте Конаково — Паром, на противотанковой загородной дороге. Говорят, что где-то здесь у автобуса и отстыковалась подгнившая корма…
Звук, правда, полностью убит дешёвой мыльницей, но — чем богаты:

Образчик местного тюнинга — третий из четырёх красно-белых ЛиАЗов Конаковского АТП, ходивших в ту пору. Подобным образом экипажи обновляли свои 677-е по всей стране — поэтому двух одинаковых 677 было не найти по всей необъятной

Я был в Конакове трижды: в ноябре 2008-го и в июне 2009-го, а потом навестил заповедник уже после остановки ЛиАЗов, в 2014-м году. Вот ещё пара местных достопримечательностей той поры — рубежа 2008 и 2009-го.

Последний Икарус-256 Конаковского АТП попался тогда прямо в воротах предприятия — он работал на маршруте Конаково-Тверь. Другие его собратья успели вымереть гораздо раньше

У станции пассажиров электрички встречал вот этот монумент горбатому »Запорожцу», рекламировавший местное такси…

Ещё около станции постоянно тусовалась Колхида КАЗ-4540 в восхитительном состоянии! Очень надеюсь, что эта машина не пропала даром: Колхиды в лучшем виде я не встречал

А на территории местной автошколы ДОСААФ тогда прозябали два умирающих »колобка» ПАЗ-672М

А главная диковинка Конакова — это ещё один старый, но не очень старый ЛиАЗ. Последний 677-й в истории модели, построенный Яхромским автобусным заводом. Эта машина изготовлена "под документы" летом 2008 года! — и на этом тему 677-х в Яхроме закрыли навсегда. Ещё через пару лет закроется и сам завод, выпустивший эту машину: спрос на заводские ремонты автобусов упал до нуля, и предприятие осталось без работы.

Это был последний новый 677-й в истории модели

Он же мчит по городу

Вообще-то кронштейн, поставлявшийся вместе с автобусом, предназначался для перевозки »запаски» на задней площадке салона — но водители по всей стране, не сговариваясь, вешали её снаружи

Пять лет спустя, в 2014 году, я по пути из Питера снова заехал в Конаково. Старые ЛиАЗы к тому времени ушли на покой: область выделила городу несколько новых 5256, ещё две сравнительно крепких машины подогнала местная ГРЭС. Лишь один 677-й — тот самый, последний — ещё стоял на территории автопредприятия. Его я и заехал навестить…

Конечная остановка

Когда я осматривал машину, нарисовался местный "начальник транспортного цеха", предложивший приобрести автобус. Спрос на 677-е уже давно превышает предложение, поэтому я на всякий случай поинтересовался ценой вопроса.

В кабине — сравнительный порядок

В Яхроме этот автобус снабдили царским ярко-красным салоном. Увы, он успел потерять вид…

Конструкция из дополнительных вертикальных поручней — для усиления кузова, чтобы тот меньше »играл» на неровностях дороги

Оказалось, что в Конаковском АТП уже слышали про "каких-то чуваков, которые купили 677-й и рубят на нём капусту". Поэтому цену вопроса сходу назвали солидную — 250 тысяч рублей, заявив, что "за сезон ну точно отобьётся", а главным плюсом автобуса назвали действующее и легализованное ГБО. Всё бы ничего, но имел место быть нюанс…

Внимание на проём задней двери: крыша уже надломилась. Для кузова 677-го это — точка невозврата

677 после ЯАЗа вообще не славились коррозионной стойкостью, а скорее очень даже наоборот. В сочетании с местными противотанковыми дорогами любые автобусы в принципе убивались достаточно быстро. А непосредственно нюанс заключался в том, что корма этого автобуса уже жила отдельной от остального кузова жизнью, и по сути лежала сама по себе, на асфальте. Диагноз очевиден: основание кузова полностью разрушено, и ремонту уже не подлежало…

Усмехнувшись столь смелым запросам, и пожелав удачи "продавцу", я укатил в Москву. Автобус через какое-то время распилили, и в Конаково я больше не возвращался.

Моя любимая фотография из Конакова — настолько, что я напечатал её на банковской карте :3

Пять лет спустя предприятие хоть и живёт тяжело, но продолжает обслуживать город и район. Туда даже понемногу приходят новые автобусы: пару лет назад купили партию "колобков" МАЗ-206, а до этого — новые ПАЗ-3204. Эти машины можно встретить на трассе М10 где-то между поворотом на Конаково и Завидово. А вот ретро-заповедника в этом городе больше нет — и в этом смысле Конаково превратилось в один из сотен обычных российских городов.

И на этом на сегодня — всё. Как обычно — до встречи на следующей остановке! (=

Источник: drive2.ru

Добавить комментарий