дата: 5 марта 2019

Не так прост ГОСТ, как его малюют

Недавно глава Роскачества Максим Протасов сообщил шокирующую новость: треть продукции, на которую нанесена маркировка «ГОСТ», на самом деле ГОСТу не соответствует!

А это значит, что становится неактуальным и один из самых распространенных советов для покупателей: внимательно изучать этикетку товара. Зачем это делать, если нам откровенно врут?

КОЗЬМА ПРУТКОВ БЫЛ ПРАВ…

Сегодня в любом магазине можно наблюдать привычную картину: выбирая продукты, покупатели подолгу изучают этикетки товаров. И это не удивляет, ибо распространившаяся в СМИ информация о колбасе из сои, сыре с пальмовым маслом, тортах с маргарином сделала свое дело — граждане не хотят есть абы что.

Эту тенденцию подтверждают и данные ВЦИОМа. 51% совершающих покупки россиян обращают внимание на состав продуктов, 83% — на срок годности, а 37% — на информацию о производителе. И только 7% отчаянно смелых (или равнодушных?) граждан не читают информацию на упаковке совсем.

Запрос общества на качественные продукты начал формироваться давно, ведь при всей скромности бюджета граждане хотят знать, что покупают. И если они кладут в свою корзину глазированные сырки с добавлением растительного масла, то это сознательный выбор, который каждый оправдывает по-своему: отсутствием средств в настоящее время, экономией, уверенностью в том, что организм с этим справится легко.

Особое доверие всегда вызывал значок «ГОСТ». Он как привет из светлого советского прошлого, когда ассортимент товаров был небогат, но если это сгущенка, так сгущенка настоящая, из молочных сливок, а не из восстановленного молока и пальмового масла.

И вот новость, после которой поневоле поверишь известному изречению Козьмы Пруткова. Как заявил глава Роскачества Максим Протасов, треть продуктов из 40% проверенных товаров, изготовленных якобы по нормам ГОСТа, о чем сообщалось на этикетках, на самом деле стандартам ГОСТа не соответствовала.

К примеру, из продукции 30 брендов сыров 7 были сделаны по ГОСТу «Российский сыр», но реально ни один из них требованиям ГОСТа не отвечал. Отклонения от госстандарта зафиксированы в крупах (15% от числа проверенных образцов), в рыбных консервах (50%).

КАК НАС ДУРЯТ?

Недобросовестные производители придумали ряд уловок, с помощью которых вводят в заблуждение покупателей.

К примеру, маркировку «ГОСТ» ставят заметно, но ниже мелким шрифтом уточняют, что ГОСТ применяется не на продукцию, а на управление предприятием, процессы производства. Вроде не совсем ложь, но и правда — частичная.

Или маскируют заведомо некачественный продукт под узнаваемый бренд, заворачивая в соответствующую упаковку, будь то конфеты, колбаса, сгущенка или рыбные консервы. Способ старый, но работает, так как люди склонны прощать маленький обман маркетинга в надежде на то, что продукт окажется все равно хорошим.

Увы, так бывает редко, потому что натуральные продукты стоят дорого, а хорошую прибыль можно получить только при низкой себестоимости продукта и дешевизне ингредиентов.

КТО ЗАЩИТИТ НАС ОТ ОБМАНЩИКОВ?

После громкого заявления главы Роскачеста выступил руководитель Росстандарта Алексей Абрамов и предложил ввести оборотный штраф за недостоверную маркировку товаров ГОСТами. Штраф может составить от 1% от годовой выручки нарушителя до 3% при рецидиве.

Ведомство Максима Протасова инициативу поддержало, отметив, что эта своевременная мера позволит сохранить доверие покупателей.

КОМУ ЖАЛОВАТЬСЯ?

Конечно, можно надеяться на сарафанное радио и свой небольшой потребительский опыт, когда подходишь к длинным стеллажам в магазине и взгляд плавно течет по многообразию красочных упаковок. Но есть более надежный способ выбора продуктов: идти в магазин с составленным мнением и знанием того, что находится внутри упаковки. А также полезно знать, куда можно обратиться в случае вопиющего нарушения ваших потребительских прав.

1. Информационно-справочная телефонная линия центрального аппарата Роспотребнадзора, горячая линия 8-800-100-0004. Можно позвонить бесплатно из любого населенного пункта России в рабочие дни с 10.00 до 17.00 (время московское), перерыв с 12.00 до 12.45. Сайт rospotrebnadzor.ru

2. Общество защиты прав потребителей РФ, телефоны горячей линии: 8 (495) 021-82-17, 8 (495) 106-36-69, ежедневно с 8.00 до 22.00. Сайт: сообщество-по-защите-прав-потребителей.рф

3. Общественная организация «Росконтроль» действует в интересах потребителей с целью защиты их прав, информирования, повышения качества жизни. За два года работы организацией проведены более 1000 исследований различных товаров, из которых более 300 занесены в черный список за нарушения по параметрам качества и безопасности.

Результаты исследований Росконтроль открыто публикует на сайте, а по фактам выявленных нарушений проводит расследования и передает материалы в надзорные органы (Роспотребнадзор, прокуратуру, Следственный комитет и другие).

По материалам уже были организованы многочисленные проверки как на предприятиях-производителях, так и в торговых сетях. Многие товары с нарушениями были немедленно сняты с продажи. Сайт roscontrol.com

4. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Прием обращений граждан в электронной форме осуществляется через раздел «Общественная приемная» на сайте агентства old.gost.ru

Источник: mirnov.ru

Добавить комментарий