Пенсионная реформа: Работающих пенсионеров ждет большой облом

В Минэкономразвития рассказали, как вырастут социальные пособия к 2024 году


Фото: Global Look Press

К 2024 году страховые пенсии по прогнозу Минэкономразвития вырастут на 39,4% к уровню 2018 года. Правда, с учетом инфляции рост будет намного меньше — 9,5% в реальном выражении. Это значит, что в среднем реальные пенсии будут повышаться на 1,5% в год с поправкой на инфляцию, что в принципе соответствует поручению президента о ежегодной индексации в тысячу рублей.

В Минтруде уточнили, что если в 2019 году средний размер страховой пенсии неработающих пенсионеров составит 15,4 тыс. рублей, то к 2024 году он достигнет 20 тыс. рублей.

Что касается зарплат, то в тех же «Сценарных условиях и основных параметрах социально-экономического развития на этот год и плановый период 2020—2024 годов» МЭР прогнозирует их увеличение на 14,6% в реальном выражении к 2024 году.

В расчетах МЭР по пенсиям есть некоторые нестыковки. Так, не совсем понятно, почему при относительно низкой инфляции (4,3 и 3,8% в этом и 2020 годах и 4% ежегодно с 2021-го, то есть 24,1% в общем) номинальный рост настолько превышает реальный.

Читайте также

Спасать пенсионную реформу позвали Матвиенко, но она отказывается идти в ПФР
Что может сделать на посту главы Пенсионного фонда политический «тяжеловес»

Как пояснил «СП» директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров, скорее всего, это означает, что ведомство исходит из того, что работающим пенсионерам, как и сейчас, пенсии индексироваться вообще не будут, чем и объясняется расхождение в цифрах.

— Если посмотреть прогноз по инфляции и скорректировать номинальный рост пенсий на ее рост, реальный рост пенсий должен был получиться в районе 15%. Однако МЭР говорит о 9,5%. Это означает, что определенная часть пенсий будет расти медленнее. Это полностью соответствует текущему законодательству в том плане, что пенсии работающих граждан не индексируются, и средняя пенсия растет не так быстро, как у неработающих. У последних рост будет немного больше, в районе 14%.

«СП»: — То есть пенсии работающих в эти годы повышаться не будут вообще?

— Не совсем так. У работающих пенсионеров пенсия будет пересчитываться исходя из того, что они будут получать дополнительные пенсионные баллы каждый год. Но при этом сама стоимость этого балла фиксированная и не меняется. Поэтому рост у каждого будет индивидуальным и будет зависеть от того, какой у человека стаж и сколько баллов уже накоплено. Скорее всего, этот рост будет ниже инфляции.

«СП»: — Как можно оценить этот рост в 9,5% — это много или мало?

— Смотря с чем сравнивать. При низкой инфляции и не очень высоком экономическом росте это нормальный показатель, можно даже сказать, хорошая прибавка. Если бы пенсионный возраст не повысили, при прочих равных и такой прибавки бы не было. Скорее всего, мы бы индексировали пенсионерам пенсию по инфляции, а работающим — ниже инфляции. В результате реальные пенсии сокращались бы из года в год.

Если бы экономический рост у нас в стране был выше, в районе 7%, мы могли бы позволить себе и более щедрые темпы индексации. Но при нынешних темпах роста, это максимум возможного.

«СП»: — А если экономический рост окажется ниже заявленного, эту прибавку удастся обеспечить?

— Эти трансферты уже заложены в бюджет. Повышение пенсионного возраста было направлено на повышение пенсий, прежде всего, неработающим россиянам. Прибавка тысячи рублей каждый год означала, что уходит вся экономия от повышения пенсий и что трансферт из федерального бюджета увеличивается по сравнению с ситуацией без повышения пенсионного возраста.

Но этот прирост вполне подъемен для бюджета и никакой разбалансировки не предвидится. Даже если экономический рост окажется меньше на полпроцента-процент, ситуация не выйдет из-под контроля, бюджет от этого не рухнет.

Проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов считает, что хотя любой рост — это лучше, чем его отсутствие, в общей массе российские пенсионеры практически его не почувствуют, так как база слишком низкая, и с учетом этого 9,5% — не очень существенная сумма. Для качественного повышения пенсий необходимо переформатирование рынка труда и резкий рост зарплат либо политическое решение о повышении пенсий.

— Прогноз Минэкономразвития взял за основу те бюджетные проектировки, которые были предложены социальным вице-премьером Голиковой и Минфином для купирования последствий пенсионной реформы. В среднем пенсии должны увеличиваться на тысячу рублей в год.

Но с точки зрения качественного изменения уровня жизни лиц пенсионного возраста, ничего не произойдет. Если средняя пенсия сегодня составляет 14 с небольшим тысяч рублей, то прирост в 9,5% — это небольшая сумма, чуть больше тысячи рублей. Тем более что более четырех миллионов человек имеют пенсии в пределах прожиточного минимума. Для них это увеличение составит и вовсе мизерную сумму. Поэтому качественного перелома ситуации с доходами не произойдет. И понятно почему.

«СП»: — Почему именно?

— МЭР просто привел те цифры, которые у него получаются в результате выполнения бюджетных значений, определенных на ближайшие три года. Для того чтобы кардинальным образом увеличить пенсии, нужно решить главную проблему, которой должно заниматься Минэкономразвития — это изменение уровня оплаты труда и качества занятости. Потому что чем выше у человека зарплата, тем больше потом его пенсия.

У нас достаточно слабо развит рынок труда, на котором присутствует огромное количество людей с низким уровнем квалификации, не потому, что они так захотели, а в силу специфики самой экономики. Наиболее распространенные профессии — это водители (а права могут получить практически все), лица, работающие в торговле, охранники, а также работники бюджетной сферы. На девять профессий у нас приходится почти половина рынка труда.

В этом есть серьезная проблема. У государства нет ресурсов, чтобы тотально повышать зарплату всем бюджетникам. Поэтому нужно создавать как можно больше проектов, которые бы продуцировали рабочие места с высоким качеством. Это айтишники, инженеры, логистики, специалисты в области оказания услуг по развитию человеческого капитала, то есть все, что связано с современной экономикой и высокими технологиями.

Если смещения занятости не будет происходить, то наиболее часто встречающейся, то есть медианной зарплатой останутся 15−17 тысяч рублей. По конвенции Международной организации труда пенсия должна составлять не менее 40% утраченного заработка. Но 40% от даже 20 тысяч рублей — это примерно 8 тысяч.

«СП»: — Могут ли пенсии расти быстрее, например, если экономический рост у нас ускорится?

— Рост пенсий МЭР считает очень просто и в этих расчетах нет взаимосвязи с темпами экономического роста. У нас действует закон, который говорит, что пенсии должны индексироваться по уровню инфляции. Соответственно, в свою модель МЭР вставляет коэффициент-дефлятор, который рассчитывается из спрогнозированного на 6 лет уровня инфляции.

Читайте также

Пенсионная реформа: С пенсиями как хитрили, так хитрить и продолжают
Государство задолжало ветеранам труда миллиарды, но перерасчет носит заявительный характер

Дальше, есть поручение президента, которое гласит, что пенсии ниже прожиточного минимума должны индексироваться опережающими темпами. Минэкономразвития учел это решение. Вот и все цифры, других цифр нет.

С экономическим ростом эти прогнозы, повторю, никак не связаны. Пенсии в рамках действующего законодательства могут увеличиваться только в двух случаях.

Первый — если заплаты увеличатся, с них начнут поступать большие отчисления, что приведет к начислению более высоких пенсий новым пенсионерам. Если кривая зарплат останется прежней, ничего не изменится. Закон об индексации на уровне инфляции продолжает работать, поэтому будет просто чисто математическое распределение бюджета.

«СП»: — А второй случай?

— Если будет принято политическое решение, которое заключается в том, что ниже определенного уровня вне зависимости от стажа и зарплаты пенсия опускаться не может. Это валоризация пенсионных прав граждан, аналогичная той, что была проведена в 2009 году. Это чистые расходы бюджета, но пока они никакими сценариями не предусмотрены.

Поэтому расчеты, представленными Минэком сейчас — это просто основной формат планирования бюджета, Пенсионного фонда и пенсий, исходя из двух условий: закона об индексации пенсий и поручения президента об опережающей индексаций пенсий низкого уровня.

Пенсионная система: Спасать пенсионную реформу позвали Матвиенко, но она отказывается идти в ПФР

Новости социальной политики: Депутат сравнил пенсионную реформу с ездой по встречной полосе

Источник: svpressa.ru

Добавить комментарий