дата: 9 апреля 2019

Запад потирает руки: По «Северному потоку-2» нанесли новый удар

«Партнеры» намерены ослабить позиции «Газпрома» и создать новые проблемы


Фото: ZumaTАСС

Материал комментируют:

Валентин Землянский

Игорь Шатров

Реализация проекта «Северный поток-2» может затянуться из-за требования Дании провести дополнительную экологическую экспертизу по участку газопровода. Об этом сообщается в обзоре международного рейтингового агентства Moody’s.

Ранее Датское энергетическое агентство запросило у оператора проекта Nord Stream 2 AG проведение дополнительной экологической экспертизы. По оценке Moody’s, проведение экологической экспертизы может затянуться на несколько месяцев.

Аналитики агентства считают, что это однозначно негативная новость для «Газпрома», так как «грозит затянуть завершение строительство „Северного потока-2“ позднее дедлайна в декабре 2019 года».

Кроме того, это может ослабить позиции «Газпрома» в переговорах с Украиной по заключению нового транзитного договора, который также истекает в декабре 2019 года. «Газпром», таким образом, может быть вынужден увеличить объемы прокачиваемого через Украину газа, что пропорционально увеличит и издержки компании. В этом случае, считают аналитики Moody’s, планируемый транзит в размере 10−15 миллиардов кубометров газа может вырасти примерно в три раза.

Читайте также

«Газпром» спасет «Северный поток -2» от США, выкупив его у друзей Путина
Есть ли вообще способы надежно спрятать трубу от американских нападок

Комментируя запрос Копенгагена, глава украинского «Нафтогаза» Андрей Коболев заявил, что речь идет об «очередном отказе в Дании по маршруту прокладки газопровода». «Надо снова искать новый путь. А Балтийское море не такое уж и большое, и желающих что-то проложить или закопать хватает», — считает он.

Однако в Nord Stream 2 AG считают иначе.

«Энергетическое агентство Дании (DEA) не отклоняло ни одну из двух заявок Nord Stream 2 на получение разрешения на строительство проекта, обе из них остаются в силе», — заявили в компании. Оператор также сообщил, что речь идет лишь о просьбе включить в экологическую оценку влияния проекта опцию маршрута будущего газопровода в Датской исключительной экономической зоне, к югу от острова Борнхольм.

Напомним, Дания остается единственной страной, которая пока не выдала разрешение на строительство «Северного потока-2» на своей территории. В Копенгагене считают, что реализация проекта может нанести урон датской государственности и увеличить энергетическую зависимость стран Европы от России.

В конце марта министр энергетики России Александр Новак заявил, что попытки Дании затянуть согласование маршрута «Северного потока-2» не отразятся на заявленных сроках запуска проекта. Ранее глава «Газпрома» Алексей Миллер уверил, что реализация проекта завершится в намеченные сроки — к концу 2019 года. Он уверен, что никаких юридических препятствий для этого не существует.

— Дания с самого начала чинит препятствия строительству «Северного потока — 2», поэтому неожиданностью новые требования не являются, — напоминает замдиректора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.

— Мотивы у таких действий трудно объяснимы и выглядят сугубо идеологическими — как поддержка американской внешней политики на Европейском континенте, в чем Копенгаген всегда отличался. Однако, возможно, присутствует и корыстный расчет. В 2017 году Дания и Польша подписали меморандум о строительстве газопровода Baltic Pipe, по которому норвежский природный газ будет поставляться в Польшу, пройдя прежде по датской территории. Это старый проект, который был отложен больше, чем на десятилетие, но сейчас вновь появился в повестке. Газопровод должен иметь ветки в Литву, Словакию и на Украину. Варшава таким образом рассчитывает реализовать свои планы по превращению в крупнейший газовый хаб, занимаясь не только перепродажей американского сжиженного природного газа, но и норвежского трубопроводного, ну а Дания намерена получать дивиденды от транзита.

Любопытно, что Норвегия как добывающая газ страна никаких препятствий строительству «Северного потока — 2» при этом не чинит. Все потому, что в Осло знают: в Европе найдется потребитель и для российского, и для норвежского газа.

«СП»: — Действительно ли требования Дании о проведении дополнительных экологических исследований, связанных с маршрутом «Северного потока-2», могут затянуть реализацию проекта? Насколько может затянуться строительства, и чем это грозит?

— Хотя, согласно Конвенции ООН по морскому праву, страна не может запретить прохождение транспорта в своей экономической зоне (а газопровод, с точки зрения международного права, это трубопроводный транспорт), проектировщиками на такой случай разработаны альтернативные сценарии. Давно подготовлены маршруты, которые не затронут ни территориальные воды Дании, ни исключительную экономическую зону этой страны. Представители австрийской компании OMV, участвующей в проекте, подробно рассказывали об этом журналистам еще в прошлом году. Так что, полагаю, препятствия со стороны Дании не повлияют на сроки строительства «СП-2». Действительно ли позиция Копенгагена грозит ослабить позиции «Газпрома» в переговорах с Украиной по заключению нового транзитного договора? Позиция Дании способна не более чем посеять лишние иллюзии среди украинских политиков. Надежды, которые питает Киев, скоро все равно рассеются как дым, а такие действия со стороны Дании только увеличат размер пропасти, на краю которой окажется Киев в начале 2020 года.

«СП»: — Какие есть варианты избежать негативные последствия?

— Надо продолжать строительство газопровода, как если бы Дании не было. На самом деле, датский участок «Северного потока — 2» — это 139 км из 1200 км общей протяженности трубопровода. Чтобы обогнуть датские воды, потребуется проложить дополнительно всего лишь около 50 км трубы. Уверен, что если все согласования не удастся получить до часа «X», участниками консорциума будет принято решение об обходе датской зоны.

— Дания торгуется за получение конкретных политических и экономических дивидендов от строительства «СП-2», — убежден украинский эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский.

Читайте также

РЖД — Путину: Хотим офис круче, чем у «Газпрома»
Раз не дали почти два триллиона на скоростную дорогу Москва — Казань, будет что-то другое

— Естественно, что в приличном дипломатическом обществе такие торги идут весьма завуалированно и известны только сторонам переговоров. При этом, торги Копенгагена совпадают с интересами США, которые активно противостоят строительству «СП-2». Это сулит Дании дополнительные выгоды от затягивания процесса. Опять же, здесь сугубо геополитика, построенная на конкретном экономическом интересе.

«СП»: — Насколько может затянуться строительства, и чем это грозит?

— Затянуть можно любой проект. Насколько — это скорее вопрос к участникам «СП-2». Но, учитывая тот факт, что маршрут «СП-2» ничем не отличается от «СП-1», то я сомневаюсь, что могут возникнуть существенные задержки. Плюс, давайте не забывать, что в проекте заинтересованы отцы-основатели ЕС: Германия, Франция и Италия, которые со своей стороны также будут «поддавливать» и подталкивать Копенгаген к компромиссу.

«СП»: — Действительно ли позиция Копенгагена грозит ослабить позиции «Газпрома» в переговорах с Украиной по заключению нового транзитного договора?

— Транзит по украинской ГТС сохранится в 2020 году, что с «СП-2», что без оного. Вопрос в объемах. Турецкий поток отберет 15 млрд кубов с южного украинского направления. «СП-2» с учетом тестов и прочих технических моментов, связанных с запуском проекта, вряд ли отберет также больше 15 млрд кубов. То есть объемы транзита российского газа по украинской ГТС в 2020 году составят ориентировочно 60−70 млрд кубов. И вопрос юридического оформления этого транзита находится, скорее, в плоскости внутренней политики Украины, нежели позиции Копенгагена.

Новости экономики: В России предлагают ввести новые налоги

Источник: svpressa.ru

Добавить комментарий