Третьего дня посетил славный город Арзамас. Многие в курсе, что Арзамас — последний город в европейской части России, где пока продолжают эксплуатировать автобусы ЛиАЗ-677 на регулярных маршрутах. За жизнью этого заповедника я стараюсь пристально следить, часто туда езжу, и привожу оттуда новости о жизни местного автобусного хозяйства — уникального по российским меркам.
Первое — и главное: в 2019 году 677-е продолжают работать!
В момент появления на автостанции, солнечная погода резко переигралась в грозу
Да, несмотря ни на что — а точнее, вопреки всему — автобусы-ветераны продолжают стоять на боевом дежурстве, ежедневно выходя в рейсы. Местные говорят, что уже в мае не планировали выпускать старые ЛиАЗы — но по совокупности проблем с другими, более современными машинами, АПАТу пришлось продлить некоторым 677 страховки, и восстановить несколько машин "из пепла".
Один из трёх »пригородников». Кстати, у него стоит ГБО, совмещённое с бензобаком от… Жигулей
Уж сколько лет арзамасские 677-е "хоронят"- а жизнь ржавых мастодонтов продолжается. Современные городские машины городу не по карману / не по зубам, а скатывать Арзамас в колхоз с ПАЗиками здесь принципиально не хотят ни власти, ни сами автобусники. Редкая по нашим временам позиция — хоть где-то понимают, что надо держаться за цивилизованный транспорт любой ценой — даже если этот транспорт возрастом тянет на музей…
Один из лучших 677 из оставшихся на ходу. Переделан на пропан, и проблема с неумеренным аппетитом 677-х — не про него
При общей пожёванности — один из самых крепких, а макияж для них уж несколько лет, как не актуален
Правда, масштабы заповедника за последние годы сильно сократились. Из двадцати действовавших год назад машин реально выезжают пять…
Из них "городских" Л-677 осталось два, а ещё три машины работают на пригороде. Ещё несколько машин пока стоят в парке, и ждут: кто ожидает хозяев из отпуска, а кто-то — в "глубоком резерве" с поломками, из которого можно выйти как на тот, так и на этот свет. Резать старые машины на металл не спешат: ездить особо не на чем, и любой автобус сейчас может пригодиться.
Этот ЛиАЗ ждёт возвращения хозяина из отпуска — и может быть, даже поедет снова
За жёлтым ЛиАЗом прячется последний в Арзамасе ЛАЗ-695Н. Он тоже ждёт хозяина из отпуска
Читатели помнят, что прошлой весной Москва подарила Арзамасу сразу 26 "новых", но сравнительно современных автобусов: среди них были 15-метровые "длинномеры" МАЗ-107 и Волжанин Ситиритм-15. Планировалось, что эта поставка полностью заместит все старые 677 в городе, но случилось невероятное…
Давно мечтал о таком кадре — СитиРитм вместе с 677 на одном предприятии. Судя по тому, что на этом Ситиритме висят ещё московские номера, здесь он на маршрут так и не вышел — запущенным в эксплуатацию машины из той партии меняли номера на местные
Новоприбывшие "москвичи" не только не заменили старые ЛиАЗы; получилось до комичного наоборот. Арзамасские 677-е смогли пережить всех Волжан (из всей партии в работу запустили двоих — и те встали в первые же полгода). Более того, в какой-то момент старые ЛиАЗы стали выходить на замену встающим с поломками МАЗам. Дошло до того, что к апрелю в Арзамасе не осталось ни одного (!) МАЗ-107 на ходу из восьми запущенных в эксплуатацию. Сейчас их потихоньку реанимируют и выпускают в работу снова, но — факт показательный…
Коллекционный ряд »москвичей» на территории АПАТа
О жизни московских подарков — одна показательная фотография.
Двое слева — вообще не выходили на линию после поступления из Москвы (и даже не вставали здесь на учёт). Третий, с трафаретом под лобовым — немного поработал в Арзамасе на пригороде, но быстро встал с крупной поломкой. На ходу из четырёх только одна машина — с номерами 152 региона, скраю справа.
Московские МАЗы-107 в трупном ряду. Автобусы по краям встали с поломками уже здесь, а вот стоящий посередине даже в эксплуатацию не запустили
Всё дело в том, что такие машины требуют уже совсем других затрат на их содержание — а начинка "от иномарки" стоит соответствующе. Ремонт импортных агрегатов стоит вполне реальных денег, и на сегодня предприятию недоступен. Состояние дорог, слабо совместимое с низкопольниками, и тесные улицы, плохо подходящие для 15-метровых длинномеров — это уже мелочи на фоне проблем с их ремонтом.
Двухдверные МАЗы из этой партии при переезде в Арзамас сохранили московские номера
Следующую партию московских автобусов Арзамас получил минувшей осенью из Зеленоградского автокомбината. Это были уже более актуальные для этих мест МАЗ-103С 2008 года (ДВС Mercedes OM906LA Евро-3) в количестве пяти единиц. Эти машины эксплуатировали бережнее — главным образом на пригородных маршрутах от Зеленограда до метро, и в более заботливых руках. В отличие от других московских МАЗов, у них две двери и более удобный "сидячий" салон, пригодный как для города, так и для пригорода. Как приятный бонус — перед передачей их комплексно протянули и обслужили на СВАРЗе, поэтому работают они гораздо стабильнее "длинномеров".
Тот самый резерв »между небом и землёй»: отсюда можно уехать как в металлолом, так и вдруг воскреснуть на линии…
А вот этот ЛиАЗ уже пришёл к своей конечной остановке — он уже за точкой невозврата
Зимой 2018-го он был весел и жизнерадостен, и напоминал своим глянцевым видом ёлочную игрушку
А ещё в прошлом году "Арзамаспассажиравтотранс" закупил в лизинг 10 новых автобусов. Настоящих, с завода, пахнущих свежей глянцевой краской. Как любят писать в региональной прессе — "Современные, комфортабельные автобусы стандарта Евро-5"… Почему не называю модель? Это лучше один раз увидеть!
Новый, современный, комфортабельный автобус стандарта Евро-5!
Когда 677-е уже повставали по-крупному, а "москвичи" начали один за другим занимать места в трупном ряду, ПАЗики стали выходить на городские маршруты — туда, где ещё недавно работали полноценные большие автобусы. Вообще ПАЗики на городе в Арзамасе катались и прежде, но теперь их доля ощутимо выросла. Как результат — вместо больших автобусов народ вынужден трамбоваться в маленькие, тесные и тряские машины для маршрутов "райцентр — село"…
Вот такое вот обновление — на месте полноценных автобусов…
Говорят, в этом году Арзамас наконец-то получит новые большие машины — помимо очередной партии новых ПАЗиков, в 2019-м планируется закупка пяти газовых КАвЗ-4270. По размерам и вместимости он близок к ЛАЗу-695, а формально относится к "большому классу" автобусов от 10 метров длиной. Это, конечно, не новый ЛиАЗ (или аналог), но для местных условий и ситуации — уже шаг вперёд: последние новые 5256 поступили в Арзамас в далёком уже 2010 году…
Усталый 677-й в парке. Трудно понять — жив, или уже нет…
На улице встретился бывший школьный ЛиАЗ-5256 из Москвы. После пятилетки суровой работы в Арзамасе, по-моему, он хорошо вписался бы в фильм о Безумном Максе…
(важно помнить: бедность — не порок!)
Экс-школьный ЛиАЗ-5256.25-11 из Мосгортранса
За ним с автостанции вырулила местная техничка — "обжора" Урал-375. За все приезды вижу его впервые
Наклейка на лобовом говорит о том, что »обжора» теперь питается пропаном. В прошлом — армейская газозаправочная спецмашина с консервации, КУНГ на борту — чужой
Встреча двух поколений: классический 677 и экс-школьный 5256, переданный из Мосгортранса
Всего в этот приезд удалось увидеть только два 677-х на линии — выходные, город вымер… С другой стороны, кто бы мог подумать лет десять назад, что в 2019 году можно будет не просто увидеть живой 677 — но ещё и покататься на нём на маршруте?
На предприятии аккуратно, без конкретики, говорят о будущем заповедника. Зверей могут продать, если найдутся желающие — лучше, если желающие даже предложат обмен 677 на "современный" отечественный автобус. Хорошо подошёл бы, например, 5256 с мотором КАМАЗ или ЯМЗ — ремонт и содержание таковых обходится дешевле, чем автобусов с иностранной начинкой.
Очень аккуратная машина, снимавшаяся два года назад в »Главной дороге» НТВ. В её состоянии — имеет все шансы пережить собратьев…
Почему-то по Лондону всё ещё гоняют антикварные двухэтажники, а в Сан-Франциско, да и многих других городах "первого мира", без проблем возят пассажиров довоенные трамваи. Арзамас вполне может поддержать статус "города-музея", оставив пару машин в потребном состоянии на линии — и даже выкатывая их на организованных экскурсиях. Туристы могут приезжать сюда не только за церквями!
Понятно, что дело стоит только за ресурсами предприятия — городской бюджет худ, как никогда, да и сам АПАТ предыдущие "эффективные" уверенно довели до предбанкротного состояния. Сейчас эти проблемы потихоньку разгребает новый директор — но в таких ситуациях уже не до ретро-игрушек…
А этот зверь, в отличие от братца — на бензине
Трудно делать прогнозы о том, как долго продлится работа заповедника — лично я этого ещё ни разу не угадал. Поступление пяти новых КАвЗов, намеченное на лето, может закрыть эту страницу истории в очень скором времени. Так что остаётся лишь пожелать арзамасских мамонтам долгих лет — в перспективе, и достойной пенсии — в ближайшем будущем.
И у меня на этом на сегодня всё. Как всегда, до встречи на следующей остановке!
А ещё про арзамасский автобусный заповедник можно прочесть в прошлых публикациях:
2013 год
2017 год, (2)
2018 год, (2), (3)
Источник: