В Альберте есть прекрасный палеонтологический музей Royal Tyrrell Museum, из которого я почерпнула, что огромное количество останков динозавров впервые обнаружено и выкопано именно из альбертийской земли. Так, окаменелости очередного нового для науки ящера нашли неподалёку от города Эдмонтон, в честь чего и назвали гиганта эдмонтозавром.
Мы тоже повидали своеобразного эдмонтозавтра, но в живом (относительно) виде в Эдмонтоне: забирали диски под летнюю резину для Ауди и заодно посмотрели не очень популярный full-size Chrysler Newport 1978 года. Чуда мы не ждали, так как автомобиль стоил в полтора раза дешевле Ford LTD того же года, но иметь представление всё ж хотелось.
В объявлении, как обычно, описание шло про идеальное состояние и всё такое прочее. Что ж, родная краска классического цвета черешни и впрямь сохранилась неплохо, как и виниловая крыша, но вот состояние порогов, днища, арок и дверных проёмов… Мама дорогая, да тут по сути переваривать нужно всё. Сквозная дыра только одна — в районе дверного проёма над правой задней аркой, а в багажнике владелец уже сам сделал ремонт (машина, кстати, досталась ему от дедушки), но для предотвращения появления новых дыр с машиной надо срочно что-то делать.
Салон серого цвета, к тому же, прилично засаленный, HombreCalgarian не понравился, а мне, наоборот, пришёлся по душе: рисунок и фактура ткани напоминают уютный плед. Сидеть сзади удобнее, чем в Ford LTD — хоть сидушка и коротковата, зато плотность набивки оптимальна для вольготного расположения.
Кузов хардтоп без средней стойки не только красив, но и пропускает больше света в салон и делает его визуально просторнее. Когда находишься сзади, возникают ассоциации с прогулкой на речном трамвайчике, в котором огромные окна идут во всю длину судна.
Переднее стекло, разумеется, можно опустить до конца — я просто не успела это сделать на ходу.
Оснащение не самое богатое: электрические стеклоподъёмники, радио да кондиционер, зато есть регулировка рулевой колонки по вылету и углу наклона (у Форда она отсутствовала). Спереди — 3-точечные ремни безопасности, по механизму идентичные современным, а вот сзади — только поясные. Два передних раздельных сиденья не имели регулировки угла наклона спинки вовсе, да и двигать их было можно только назад-вперёд. Однако, я умудрилась сесть более-менее удобно, а нештатное панорамное внутреннее зеркало и среднеразмерные боковые зеркала помогли освоиться за рулём и на дороге.
Владелец регулярно ездит на этой машине на дальние расстояния, поэтому по технической части минимальный объём работ был проделан: заменены рулевые тяги с наконечниками, жидкость в АКПП, глушитель, свечи, трамблёр, высоковольтные провода и ещё всякое по мелочам. В итоге Ньюпорт едет довольно бодро для своего возраста, 3-ступенчатый автомат перебирает передачи плавно, а отрегулированные тормоза вселяют уверенность, что не нужно тормозить в стиле многотонного автопоезда. Более того, на Крайслере длиной 577 сантиметров (на 8 сантиметров больше, чем Ford LTD) не страшно перестраиваться! Опять имеем лёгкий руль без обратной связи, но без гигантских задержек в откликах на команды, поэтому привыкнуть к такому поведению можно быстро. Мне не приходилось отлавливать машину в перестроениях и подруливать в затяжных поворотах — в общем-то, этот экземпляр вёл себя ненамного хуже, чем мой Маркиз. Педали, правда, заметно тяжелее, чем в Ford LTD, но не настолько, чтоб это начало раздражать.
Из того, что не понравилось — плавность хода весьма средняя, раскачки после крупных неровностей и тряски на крупнозернистом асфальте мы не избежали. Подозреваю, что дело и в уставшей подвеске, но первопричина в том, что Newport — не рамный автомобиль. Если в Фордах рама поглощала большую часть вибраций от колёс, то в Крайслере всё приходится на кузов.
Что касается теоретического повседневного использования… главная проблема — отсутствие средней стойки. Я не могу сказать, что зациклена на безопасности, но осознание того, что автомобиль — не рамный, и даже если б кузов не был ржавым, ему всё равно 40 лет, вызывает некое беспокойство. Любой боковой удар на этом автомобиле может закончиться весьма плачевно. Как говорится, красота требует жертв…
Тем не менее, техническое состояние Ньюпорта весьма воодушевило: я воочию убедилась, что прикладывание рук к машине в нужных местах заметно оживляет её. Раз за рулём Ньюпорта я могу представить себя в современном потоке, значит, и Форды можно довести до приличного состояния.
По итогам просмотра трёх старичков сложилось пожелание машины с комплектацией голубого Форда, состоянием кузова зелёного Форда и техническим состоянием Ньюпорта.
В общем, изучаем динозавров дальше…
Менее восторженное мнение HombreCalgarian такое:
Точно в таком же Ньюпорте мне довелось посидеть на ретро-фестивале Музея Рейнолдса в Ветаскивине несколько лет назад. Тогда по-хорошему удивила НЕ-архаичность посадки и общей эргономики рабочего места водителя. Не считая поездок на Волгах, это был первый раз, когда мне довелось вдумчиво оценить нутро классического американского крокодила.
Единственное замечание по салону — он меньше по высоте, чем у Форда, и оттого кажется более тесным (провисший по центру потолок лишь усугубил ощущение). Сиденье не имеет регулировок спинки водителя (пассажир может свою откинуть) и не позволяет усесться с полным комфортом. Впрочем, сие скорее всего излечивается опциями. Также не возбудили серятина пластика и половичок на сиденьях. В таких салонах хочется красок. Монохрома нам хватает в современности.
В целом аппарат на ходу понравился (почему — читаем выше, тут полное согласие), но остались серьезные сомнения насчет хардтопности (надо видеть, как ходит ходуном центральная стойка при закрывании водительской двери), и несущего кузова в таком классе детройтских дредноутов.
Несущий кузов штука, безусловно хорошая для опускания центра тяжести и улучшения управляемости. Но вот именно у подобных баржоидов она оказывается не пришей кобыле хвост. Характерно, что ФоМоКо, запуская полностью новую модельную линейку в 1971-м году, принял решение вернуться к рамной конфигурации как наиболее оптимальной для достижения требуемых показателей комфортности и тишины. Крайслер же, сидя на голодном пайке, вынужден был выкручиваться с тем, что осталось с жирных поздних 60-ых.
За прошедшие годы, много читая о таких аппаратах, часто натыкался на замечания "дидов", что де немудреная (по сути, как у нашего Бармалея) подвеска Крайслера c мудреным названием "Torsion-quiet ride" заметно проигрывает товаркам из Большого Детройта, на поверку оказываясь тряской и шумной в работе.
Что, собственно, мне и довелось ощутить на своей заднице и вестибулярке, когда я грел задний насест во время тест-драйва. Хотя начисто отсутствовала боковая переставка заднего моста (заметная и в нашем Маркизе, и на Роудмастере на недавнем тест-драйве), категорически не понравилась вертикальная раскачка и очень заметное прохождение стыков, коротких неровностей и выбоин. Делать заключение о профнепригодности на основе лишь одного экземпляра было бы в корне неверно, поэтому будем присматривать еще одного крайслеровского крокодила для пальпирования.
P.S. Половина всех фото взята из объявления.
Источник: