дата: 2 марта 2019

Как повернуть на льду и не вылететь на встречку

Я уже писал об ошибках, которые водители делают на зимней дороге. Было это два года назад, по итогам посещения школы зимнего вождения Renault, организованной для журналистов, блогеров и корпоративных клиентов.

В прошлом году школу я не посещал, так что в этом году пришел на занятия после "академа". Но без дела не сидел — за это время успел провести некоторое количество ледовых тренировок, в том числе, с профессиональными раллистами.

Как мне казалось, эти заезды научили меня неплохо контролировать автомобиль, и эффектно ездить в скольжениях. Но сравнительный тест Subaru WRX на ручке и такого же автомобиля на вариаторе на ледовом кольце автодрома ADM Raceway в Мячково внес некоторые коррективы в мое мироощущение.

Оба автомобиля оказались на фрикционных (нешипованных) шинах Hakkapeliitta R3. Возможно, лучшая нешиповка в классе — но зацепа для быстрой езды мне решительно не хватало. Голый лед обнажил все ошибки водителя, равно как и тот факт, что даже самый восхитительный автомобиль может быть ушатан слишком самонадеянным водителем. Хорошо, если на гоночной трассе — а если в городе или на загородной трассе?

"Поздравляю, это была елка, или встречный поток!" — инструктор Михаил Юрьевич Крашенинников комментирует заезд одного из коллег, слишком увлекшегося скольжением и долетевшего кормой "Каптюра" почти до ледяного бруствера. Воспринимать как дорогу размеченную оранжевыми и синими конусами площадку размером 300 на 100 метров, расчищенную на одном из карельских озер трудно. Но это необходимо.

Ледовая площадка

Те из вас, кто занимаются боксом, знают, в нем есть три основных типа ударов и несколько типов шагов. Вместе с тем, комбинаций движений множество, а если мы говорим о стратегии поединка… Этим бокс похож на шахматы. Гражданская езда на автомобиле — несколько проще, потому что в ней нет соперника, и пока вы не выходите на ринг, ваша задача — безопасное перемещение из точки А в точку Б. Так зачем нужны все эти раллийные приемы, эффектные скольжения?

Вид на все трассы школы

В школе Renault все начинается с базовых упражнений. На автомобилях принудительно отключена система ESP, чтобы все ошибки мог корректировать только сам водитель. Разгон-торможение, змейка.

Нужно уметь молниеносно начать торможение, с таким ударом по педали, чтобы заморгала аварийка.

Начав торможение на одной и той же скорости, в одной и той же точке, на одинаковых автомобилях и шинах, ученики демонстрируют очень разные результаты — разброс составляет до трех-четырех корпусов.

Затем — змейки с различными боковыми интервалами. Сначала ты просто поворачиваешь руль на ровном газу, едешь по траектории. Когда между конусами появляются прямики, в них добавляется разгон и торможение. И тут же та самая главная ошибка, о которой говорил Крашенников. Превышение скорости на входе, неизбежный снос передней оси и сход с траектории — в условиях гражданского движения, вылет на встречку и ДТП.

"Номер 13, в поворот надо заходить, а вы в него залетаете!" Из лежащего в подстаканнике "кенвуда" звучит голос инструктора. Техника прохождения поворота по льду в управляемом заносе, в сущности, очень простая — при подходе к виражу тормозим на прямых колесах, выкручиваем руль до упора, даем импульс по газу и начинаем плавно распускать руль.

Вместо сноса на полноприводном кроссовере получается красивый занос, начинаем активный разгон… но вот беда — происходит это уже после того, как автомобиль "плугом" проехал несколько десятков метров.То есть, оказался за пределами полосы движения. Причина — неправильная траектория и неправильная скорость.

Удивительно, но самое простое правило вновь оказалось для участников самым сложным для выполнения. Заставить оттормозиться перед виражом почти до упора смогли немногие — в итоге именно они показали лучшее время как на площадке, так и на раллийной трассе.

Этот пост я снимал на новинку от Olympus — репортажную беззеркалку OMD E-M1X. Подробнее о камере я расскажу позже, но пока скажу главное — автофокус работает безупречно, умеет определять и отслеживать автомобили, съемка автоспорта становится очень простой.

На этом фоне упражнения с ритмическими заносами ("сброс газа, кивок рулем, импульс по газу!"), полицейский разворот, прохождение бесконечной дуги в скольжении оказались гораздо более простыми и "фановыми".

В рамках этих тренировок я впервые попробовал новые шины Michelin X-Ice North 4. Тут 250 шипов на покрышку, больше, чем у кого-либо на рынке. И это работает — на голом льду и укатанном снегу шины показали себя очень хорошо.

Первый тренировочный день продолжался почти 12 часов, чтобы дать участникам передохнуть, организаторы разнообразили программу, добавив в нее школу выживания в экстремальной ситуации.

Сурового вида мужчины в камуфляже показали, как строить иглу, фильтровать воду мхом и добывать огонь при помощи огнива или автомобильного аккумулятора (спойлер — достаточно двух проводов, накинутых на клеммы, главное, не забудьте отключить батарейку от бортовой сети автомобиля).

Еще одна "фановая" история — настоящий раллийный доп длиной 1.9 км, на перекрытой лесной дороге, который мы проходили в шлемах и по простенькой стенограмме. “80 правый три трамплин!” Шлем заглушает все звуки, слышно только биение собственного сердца

Добавила "изюма" и кольцевая трасса протяженностью в 1.6 км, по которой мы гоняли "Дастерах" с тренировочным 2.5-миллиметровым шипом.

Уровень зацепа такой, что тормоза можно не использовать в принципе — достаточно просто сброса газа, и автомобиль послушнее, чем на гражданских шинах, ныряет внутрь поворота.

Утилитарный Duster успешно применяет на себя роль ралли-кара. Кстати, это уже обновленная версия — у нее чуть другой руль, магнитола Media Nav 4 поколения с поддержкой Apple CarPlay и Android Auto. У базовых версий — новая радиола Radio Connect с штатным аксессуаром в виде крепежа для смартфона — как на Смартах или Твинго

С отключенной ESP, Duster на "гвоздях" представляет собой хороший тренировочный автомобиль для ледовых покатушек — неровности трассы ему нипочем, отсутствие избытка тяги позволяет прочувствовать всю механику движения без излишнего риска.

Призов в этот раз мне не досталось — коллеги оказались быстрее. Но это мелочь — главное, я еще раз постарался усвоить основной постулат: в поворот нужно заходить ровно с той скоростью, которая поможет быстро и безопасно из него выйти.

Да, существуют способы частично спасти ситуацию, и их нужно знать и оттачивать, но базовый принцип первичен.

Что еще добавить? В компании Renault работают над тем, чтобы сделать проект зимней школы вождения доступным не только для журналистов и "корпоративщиков", но и для простых владельцев автомобилей марки.

Надеюсь, у ребят все получится — и движение на дорогах России станет хоть чуть более безопасным.

Читайте также другие мои материалы на тему автомобильной безопасности:

— Безаварийное вождение в путешествиях
— Как подушки безопасности убивают людей
— Опыт посещения школы вождения Mercedes-AMG на Moscow Raceway
— Тренировка в Renault Winter Driving School 2017
— Опыт обучения на автомобилях Audi RS в школе Евгения Васина на Moscow Raceway
— Опыт прохождения курса Aston Martin Performance Driving Course в Великобритании

Источник: drive2.ru

Добавить комментарий