дата: 26 октября 2018

Капсула вне времени или Jaguar интересной судьбы

Современные автомобили бодро заводятся в мороз, умеют отключать цилиндры прямо в движении и радуют минимальными зазорами между кузовными панелями. Не радуют они разве только своей анонимностью. Большинство машин нашего времени превратились в ширпотреб, который мы привыкли менять как носки. Появилась дырка на мыске – без жалости выбрасываем и одеваем новую пару. Что можно будет сказать о современных автомобилях через полвека, кроме того что они безнадежно устарели? А вот история этого удивительного “Ягуара” в 60 лет можно сказать только начинается. Сегодня в рубрике "Шедевры Гудвуда от Michelin" эксклюзивный Jaguar XK140 Michelotto.

Его невозможно было не заметить. Среди сотен интереснейших экспонатов “Фестиваля скорости в Гудвуде-2018” выглядел белой вороной. Облезшая краска по бокам, проступающие следы шпатлевки, настоящий Сталинград в салоне. Но даже за неряшливым фасадом проступали очевидные контуры благородного профиля и грандиозных пропорций совершенно нетипичных для “ягуаровского” стиля 50-60-х. Сопроводительная информационная табличка к машине не столько отвечала на вопросы, сколько порождала новые: “Уникальный Jaguar XK140 с заказным кузовом от Джованни Микелотти, когда-то принадлежал знаменитой актрисе Бриджит Бардо”.

Всегда с большим недоверием отношусь к связям автомобилей и звезд. По другому в нашей стране никак. Здесь же каждый второй Horch обязательно принадлежал Герингу или Гиммлеру, а каждый первый ЗИС – стопроцентно сталинский или, на худой конец, молотовский. В таких условиях быстро учишься делить на 16 самые громкие заявления.

В любом случае, совершенно нетипичный и абсолютно клевый “Ягуар” заинтриговал, вызвав естественный порыв покопаться в истории конкретного экземпляра. Почему на этом XK вообще появился заказной кузов? Как машину довели до столь плачевного состояния? Ну, и конечно, действительно ли в жизни машины случилась Бриджит Бардо? Предчувствия не обманули. История "джага" оказалась настолько классной, что все современные автомобили, наверняка, лопнули бы от зависти.

Но начнем с начала – с кузова. В конце-концов XK140 послевоенная модель, которая поставлялась клиентам уже в комплекте с фирменным “ягуаровским” кузовом. Причем, очень даже привлекательным. Зачем же нужно было огород городить? Итак, ныряем в архивы. Jaguar XK140 с номером шасси S814286 построен 25 мая 1955 года. Купе в топ-исполнении SE с левым расположением руля отправили по адресу французского импортера марки Шарля Делекруа. Чуть позже “джаг” нашел и своего первого владельца. Им стала мадемуазель Жанна Геймар – состоятельной парижанке приглянулось сочетание кремового кузова и синего салона.

Судя по всему именно в таком цвете XK 140 Coupe был впервые доставлен в гараж мадемуазель Геймар

Тут надо сказать пару слов о том, что такое XK140. По сути – модернизированная версия спорткара Jaguar XK120, цифра в индексе которого намекала на максимальную скорость в милях – по нашему получается 200 км/ч. И хотя в реале «икс-кей» до двух сотен чуть-чуть не дотягивал, но все равно одно время считался самым быстрым серийным автомобилем мира. Еще более мощный 190-сильный Jaguar XK140 (версия XK140 SE и вовсе выдавала 210 л.с.) дебютировал в 1954-м. На поздних версиях модели даже появилась коробка-«автомат», но машина леди Геймар комплектовалась механикой.

Ничего не хочу сказать про водительские способности француженки, но… Сами посудите прост ли в управлении 210-сильный “джаг” на «механике», без усилителя руля, без дисковых тормозов и уж конечно без всякой вспомогательной электроники?

Даже странно, что мадемуазель Геймар проездила на “икс-кее” больше года, прежде чем случилось неизбежное. В 1957-м кремовый «джаг» угодил в ДТП. Повреждения кузова оказались настолько серьезными, что восстанавливать его не имело смысла. Тогда шасси S814286 отправилось в Турин, где большой кузовных дел мастер Джованни Микелотти справил машине новое платье на заказ.

Перерожденный XK140 был готов в начале 60-х. Помимо весьма футуристичного по тем временам кузова, машина получила обновленный салон, кастомные приборную панель и аксессуары, а также новый синий окрас.

После этого след "джага" на долгое время теряется. В следующий раз XK140 с кузовом от Микелотти всплывет уже в 1979-м. Тогда президент французского клуба владельцев Jaguar Ролан Юрбан попросил эксперта по «икс-кеям» Бернара Виара осмотреть интересную машину, выставленную на продажу частным британским коллекционером Стивеном Лэнгтоном.

Помимо уникального кузова Бернар обнаружил, что на автомобиле установлены некоторые элементы двигателя и коробки передач не соответствующие году выпуска и спецификации модели. Но президента французского клуба эта информация не слишком заинтересовала – в любом случае он был настроен купить машину и выполнил намерение.

Считается, что именно в этот период (назовем его “юрбанистким") XK140 от Michelotti претерпел несколько сомнительных улучшений. С машины, например, сняли передний и задний бампера, а в решетку радиатора интегрировали желтые типично французские прожекторы фирмы Marchal. Зачем? Хороший вопрос…

Наигравшись, в очередную игрушку Ролан Юрбан решил от нее избавиться. Причем, уважаемый, казалось бы, человек, президент клуба (“мама такая хорошая про паровоз поет”) зачем-то приплел в историю модели информацию о том, что одной из предыдущих хозяек «Ягуара» была Бриджит Бардо. Номер из серии «Увы, документальных подтверждений никаких, месье, но поверьте – инфа 100%». Позже миф этот полностью развенчает личный секретарь актрисы Франк Гюйлу: «У госпожи Бардо никогда не было «Ягуара».

В любом случае, покупатель на машину нашелся. Им оказался коллекционер и владелец собственного кузовного ателье из бельгийского Гента Роже Скепенс. Страстный коллекционер и любитель «ягуаров» приобрел «микелоттовский» XK140 на аукционе в Брюсселе в 1999-м и лично ездил на нем несколько лет. Машина, по свидетельствам очевидцев, находилось в хорошем рабочем состоянии, но где-то в середине нулевых Роже решил восстановить «икс-кей» до состояния "муха не сидела". Жаль только работы остановились, едва успев начаться.

В таком вот унылом виде XK140 Michelotto обнаружили в гараже Роже Скепенса

Что уж там случилось неизвестно – свечку никто не держал – но уникальный «джаг», а также несколько других коллекционных машин мистера Скепенса, надолго застряли в гараже. Его двери открыли уже после того как в 2016-м в возрасте 80 лет Роже скончался. Кстати, будучи человеком бездетным, все свои автомобили он завещал… местному центру поддержки животных.

Эксперты аукционного дома Бонхамс, приглашенные ознакомиться с коллекцией, поначалу были настроены лишь умеренно оптимистично. За 140-й говорили и уникальный кузов от Микелотти, не самое плохое для солидного возраста состояние и в принципе интересная история конкретной модели. Против – отсутствие документов, охватывающих почти 20 лет жизни автомобиля с 1960-го по 1979-й.

Зато более тщательное изучение номерных агрегатов позволило сделать маленькое открытие. Как оказалось, на микелоттовском «джаге» стояли двигатель и коробка от гоночного Jaguar C-type – легендарной модели принесшей фирме из Ковентри первую победу в Ле-Мане!

Номер, оказавшегося под капотом XK140 двигателя E1016-8 относится к гоночному C-type (шасси KXC 016), построенному 18 декабря 1952 года. Машина была заказана французским дилером Анри Пейно из Лиона. Боевое крещение XKC 016 состоялось на ралли Soleil Cannes 29 марта 1953-го (сход из-за поломки подвески). Следующим и, увы, последним стартом машины стала престижнейшая итальянская «Милье Милья».

Уже в самом начале гонки под покровом утреннего тумана пилот «Ягуара» Пьер Уньон не заметил плохо помеченный в легенде железнодорожный переезд. Влетев на него на полной скорости C-type потерял управление, врезался в бордюр и перевернулся. Пьер Уньон погиб, а его напарник Люк Деколланж получил серьезные ранения.

Учитывая, трагические обстоятельства “несчастливый” автомобиль решено было не восстанавливать. Нескольких лет побитая кошка пылилась на задворках дилерского центра Анри Пейно в Лионе, где с нее время от время откручивали нужные запчасти.

Видимо именно таким образом гоночные мотор и коробка несчастливого C-type оказались под капотом «микелоттовского» XK140. Как видите, тут и безо всякой Бриджит Бардо целая драма нарисовалась.

На прошедшем в нынешнем мае 2018-го аукционе в Монако XK140 от Микелотто продали за 356 500 евро. Причем, покупателем, судя по всему, стал Jaguar Land Rover Classic. Компания уже пообещала вернуть автомобилю первоначальный шик, блеск и красоту. Остается позавидовать "пенсионеру", у которого в 63 года вся жизнь впереди…

TrunkMonkeys
???

Что еще в этом блоге:
Alfa Romeo 164: последняя из настоящих или начало конца?
"Маленький вихрь" от Plymouth или "Дастер" здорового человека
"На старт, внимание, назад!" — почему в Голландии полюбили гонки задом наперед
Плавающий автомобиль или ездящий катер: история Amphicar 770, который так и не понял, что он такое
Неукротимая и легендарная: Toyota Supra, которую мы потеряли
Самый красивый Chrysler, ушедший кормить медуз
Выстрел в Аврору: что будет если автомобиль построит священник
Жан Бера: история самого бесстрашного гонщика мира
Почему у раллийной Lancia эмблема со слоником?
Почему Энцо Феррари любил ездить на Peugeot
Приключения советских раллистов в Эфиопии
За что итальянские карабинеры любят Alfa Romeo
Идеальный автомобиль для Лорда Ситхов: история Buick GNX
Как механики Scuderia Ferrari воровали тормоза с клиентских машин и что из этого вышло
Самый красивый Duesenberg, которого… не было
Чего газотурбинные автомобили добились в автоспорте
Приключения "Нивы" в "Дакаре" — Часть 1
Приключения "Нивы" в "Дакаре" — Часть 2
Приключения "Нивы" в "Дакаре" — Часть 3
Престон Такер против Детройта: гений и злодейство
Энциклопедия автомобильных кузовов
Расследование о четырехглазой “Волге”
Американская автомобильная свалка: исчезающая красота
За 65 лет до Stelvio: первый внедорожник от Alfa Romeo
История создания Ferrari F40
Чебурашка уходит от погони: что будет если скрестить грузовик и членовоз
Открываем “Жигули”: как мог выглядеть кабриолет на базе ВАЗ-2101
DeLorean великий и ужасный: судьба главного хипстера Детройта
Поймай меня, если сможешь: история грандиозных обманов. Часть 1: Ралли
Поймай меня, если сможешь: история грандиозных обманов. Часть 2: Формула-1
Фальстарт для старта: почему не сложилась судьба самого красивого советского микроавтобуса
“Мне бы в небо…”: героическая трагедия Чарльза
Роллса

Источник: drive2.ru

Добавить комментарий