Третий «хлыст» не отловить, или Основные законы контраварийного вождения на льду

Зима. Междугородняя трасса. Снег сверху. Лед под колесами. Вперед кто-то еле едет, пытаясь совладать с машиной и погодой. Вы резко берете влево и… передние колеса идут в снос, теряя зацеп. Неуправляемый. Страшный. С вероятностью 80% заканчивающийся во встречном автомобиле или дереве, или столбе.

Это – одна из многих ситуаций, на которые щедры зима и гололед. Каждый из нас, кто регулярно или нерегулярно находится за рулем, хотя бы раз в жизни попадал в них. И каждый раз после этого думал: «да, надо бы хотя бы раз сходить на курсы контраварийного вождения». Сделайте акцент на этом слове – «контраварийное». Не экстремальное, где вы на предельных оборотах закладываете автомобиль боком в вираж, ощущая перегрузки и влипая в «рикаро». Нет, здесь несколько иные приоритеты.

Не допустить снос передней оси (снос – это плохо). Научиться быстро выводить из него автомобиль (если все-таки снесло) при помощи руля и газа. Добиться полного отсутствия неэффективного заноса, когда автомобиль начинает мотать по дороге. «Третий хлыст не отловить», — запомните эту фразу. Пока автомобиль не вошел в резонанс, в так называемую ритмику, его еще можно стабилизировать. Однако после третьего неконтролируемого «хлыста» в любую из сторон вы обречены на провал.

В прошлом году я уже проходила обучение в Renault Winter School и по ее итогам писала большой репортаж, как именно проходит обучение и чем таким удивительным мы там занимаемся. В этот раз элементы были сложнее, а обучение — эффективнее (если прибавить к ним накопившийся за год опыт), поэтому я решила сделать упор именно на основы контраварийного вождения. Конечно, прочесть и пройти обучение — это не одно и то же. Но, возможно, некоторые моменты и правила останутся в памяти и в нужные момент подскажут, что нужно сделать в критической ситуации. А поможет мне в создании этой памятки Михаил Юрьевич Крашенинников, главный инструктор Renault Winter Driving School, которая уже третий год подряд проходит на льду Ладожского озера.

Лед – покрытие опасное: скользкое, непредсказуемое (особенно, когда частично подтает) и обманчивое. Однако именно на нем хорошо оттачивать навыки управления автомобилем, контроля над ним и освоения навыков стабилизации в различных ситуациях.

Пять самых главных ошибок водителей зимой (и не только):
1. Нет понимания, какой коэффициент сцепления под колесами (или покрытие).
2. Поздние торможения.
3. Нет соблюдения повышенной дистанции.
4. Резкие маневры.
5. Плохое настроение (не только зимой).

Разгон и торможение на льду
Эти два параметра – одни из важнейших для нас с вами. Разгоном движение начинается, торможением – заканчивается. И то, и другое должно быть уверенным. На скользкой дороге и то, и другое лучше начинать заранее. Незачем добиваться излишней пробуксовки колес на старте – это ни к чему хорошему не приведет. Плавный, но уверенный старт дает возможность приноровиться к покрытию, почувствовать его. Насколько открывать газ, каждый решает сам, в меру своих сил и навыков.

Торможение на льду – особая песня. Это не асфальт, не грунт, это – лед, где каждое движение, каждый поворот руля, каждое нажатие на газ или тормоз, переключение скоростей должны быть продуманы на несколько шагов вперед. Поздно нажали тормоз перед поворотом, проскочили его «вершину», все – привет, обочина, елка, кювет или что там еще может быть за ним? Переключили передачу вниз, заставив мотор, а, соответственно, и колеса, вращаться быстрее, — ловите неконтролируемый занос (или снос), уносящий вас кормой вперед, навстречу неизвестности. И так далее.

Поэтому торможение на льду должно быть максимально осознанным и заблаговременным, перед поворотом, а не в нем. Перед препятствием, а не в нем. Тормозить непременно нужно на прямых колесах – тогда вы получите максимальное пятно контакта, а само действие достигнет максимальной эффективности, чего и добивается контраварийное вождение. Также очень важно уметь зрительно определять расстояние, необходимое для полной остановки. Оно, конечно же, зависит и от покрытия, и от скорости вашего автомобиля, и от шин, в которые он обут, и от быстроты вашей реакции при переносе ноги с педали газа на тормоз.

В время школы удалось полноценно оценить работу Michelin X-Ice North 4. Рекордное количество шипов — 250 на шину (22 линии в продольном и 22 — в поперечном направлении), хороший зацеп даже в глубокой снежной каше и на льду. И что очень важно — Michelin наконец-то поборол боковой снос, которым грешили предыдущие поколения X-Ice

Чем быстрее нога «перепрыгнет» на соседнюю педаль и со всей силы ударит по ней, тем быстрее вы остановитесь. В городском потоке, особенно зимой, такой маневр приходится совершать часто: кого-то занесло, кто-то решил внезапно припарковаться или что-то с неба спустился инопланетный корабль – не важно. Всегда нужно быть готовым экстренно тормозить. В пол – тогда ABS и другие системы сработают максимально эффективно. И на прямых колесах.

Вход в поворот, маневрирование на льду
Как я уже говорила выше, вход в поворот на льду совсем не похож на прочие входы. В этом году Ладога подкинула нам сюрприз, почти растопив лед в шхерах. И в первый день все упражнения проходили в реальности, максимально приближенной к городской: лед покрыт слоем воды, смешанной со снегом. Это — та самая шуга, забивающая протектор и не дающая нормально работать ни шипам, ни ламелям. Но тем не менее, это все равно лед, пусть и с чуть лучшим зацепом.

Вход в поворот на льду прост: увидели поворот – наметили его вершину – нашли оптимальную точку входа (которая должна быть ДО этой самой вершины) – на прямых колесах осадили автомобиль – отпуская тормоз, повернули руль – зашли в поворот четко, не «размазывая» вход – разгон под распрямление руля (чем прямее колеса, тем больше газ, но «первая скрипка» здесь именно руль).

Сложно? На самом деле, нет. Нужна лишь максимально скоординированная работа рук, ног и головы. Если вы не посмотрите туда, куда едете, то приедете точно не туда. Если слишком рано или слишком поздно выкрутите руль – аналогично. Если начнете тормозить на уже повернутых колесах, то, как говорит Михаил Юрьевич, «глаза все больше, обочина все ближе». На скользкой дороге нет места смартфону в руках – только полный контроль за происходящим поможет уберечь себя от сидения в придорожном сугробе (и это в лучшем случае).

Пять самых главных правил контраварийного управления автомобилем зимой:
1. Тормозить на прямых колесах до поворота (или хотя стараться делать это).
2. Очень точно подбирать скорость для прохождения каждого поворота.
3. Работать педалью акселератора (газом) настойчиво, но нежно, держа под контролем пробуксовку.
4. Всегда смотреть вперед, поворачивать голову до начала маневра, «заглядывая за поворот», «читать» дорогу (и это нужно делать не только зимой).
5. Стараться всеми способами не попадать в аварийные ситуации. И начать с того, что снять верхнюю одежду, шарф или то, что может вам помешать.

На большом «Колеосе» очень приятно работать – он тяжелее своих младших братьев и охотнее идет в виражи. Кстати, в этом году у него в гамме – новый цвет. Шикарный фиолетовый металлик будет доступен лишь в версии Premium

Ритмический занос
При слове «занос», наверняка, сразу представляется мажор на BMW с заваренным «диффом», который распугал полгорода, пока не закончил свой прохват в столбе. Да, такое тоже имеет место быть. Но такой занос – не эффективен. На курсах контраварийного вождения учат работать лишь с эффективным заносом. Не путать с эффектным (хотя, при правильном исполнении эффектности хоть отбавляй).
Сорвать машину легко: колеса в сторону, газ – занос пошел. От водителя требуется лишь корректировка направления (рулем или газом) – и это может продолжаться вечно. Главное, верно задать направление, быстро работать руками, указывая колесами направление всему автомобиля и не бросать газ. Вуа-ля!

Что же такое ритмический занос? Это контролируемая перекладка автомобиля из заноса в занос, исключая стабилизацию. Впрочем, он бывает и неконтролируемый, но тогда – до третьего «хлыста», помните? Пустить машину в контролируемый ритмический занос чуть сложнее, чем в обычный. Здесь нужна еще более слаженная работа рук, ног и головы.

Разгон – Раз! Колеса вправо – Два! Газ – Три! Сброс под роспуск руля – Четыре! Руль влево – Пять! Газ. И так далее, в ритме вальса.

Помимо площадки маневрирования была и трасса for fun (ну или кому как) – большое ледовое кольцо интересной конфигурации, прохватить по которому можно было на «Дастерах» обутых в специальные шины со спортивным тренировочным шипом.

Причем, это выражение здесь более, чем уместно. Если все делать технически верно, то плавное скольжение автомобиля по льду и в самом деле напоминает танец. И завораживает.
Между тем, это вовсе не бесполезное упражнение. Если отточить его постоянными повторениями до рефлекторного уровня, то можно не только удивлять друзей, но и избежать, к примеру, ДТП на обледенелой трассе, когда на торможение уже нет времени, а обойти препятствие нужно. Пара перекладок (с учетом прочих слагаемых в виде встречки) и вы вновь в своей полосе.

Дастеры для веселья были обуты в специальные российские грязевые Master Sport KX46 с тренировочными раллийными 2-миллиметровыми шипами, по 300 штук в одной шине

Ритмика страшна тогда, когда вы ее не ждете. Когда же она – под контролем, то с ее помощью можно творить чудеса на скользкой дороге (и не только) и даже при учете ограниченного места.

Пять основных действий для водителя, если автомобиль все-таки занесло на гололеде (с учетом привода и без него):
1. Если автомобиль попал в скольжение передними колесами (снос), очень важно не доворачивать руль дальше в поворот, а плавно уменьшая скорость, стараться аккуратно выровняться (что очень непросто). Если скольжение задними колесами (занос), то опережающим рулением очень быстро повернуть руль на занос.
2. С газом сложнее: на переднем приводе нужно стараться сохранять тягу, а если есть возможность, то работать смелее вплоть до пробуксовки. На полном – стараться сохранить тягу на всех ведущих колесах (у каждого производителя свое понимание распределения момента между осями). На заднем – оставить, если получится, так называемый «нулевой газ», когда колеса вращаются со скоростью автомобиля.
3. Передние колеса всегда должны быть повернуты по направлению вашего движения, не важно где скользят задние.
4. Если места для спасения мало (а так в городских условиях бывает очень часто), использовать экстренное торможение, не снижая усилия на педали тормоза. При этом направлять передние колеса в сторону дороги.
5. Смотреть не туда, где страшно, а в ту сторону, где вы должны оказаться – на дорогу
.

Снос передних колес на льду, его корректировка и избежание
Напомню, если вы забыли, и расскажу, если не знали. Сносом в контраварийном и экстремальном вождении называют срыв передних колес, заносом – задних. И то, и другое бывает контролируемым и неконтролируемым.
Снос поддается корректировке газом: почувствовали, что нос автомобиля уводит наружу на дуге (в повороте, если хотите), не докручивайте руль, а попытайтесь очень плавно выровнять его в поиске хоть какого-то зацепа. Это – сложно, это – против инстинктов, но это работает. Главное, не бросать газ – это провоцирует еще больший снос.

Если же вас стремительно несет внутрь поворота, ни в коем случае не бросайте педаль газа и не тормозите, как бы громко не голосили в голове инстинкты. Такой снос можно вытянуть лишь газом, а бросив его, вы лишь воткнетесь в стену или отбойник или что еще может быть внутри поворота?

Конечно, без определенных навыков сориентироваться на месте очень тяжело. Одно дело, когда ты – на закрытом полигоне, где некуда убраться, кроме снежного бруствера, а каждое твое движение в рацию, лежащую в подстаканнике, комментирует инструктор. И совсем иное дело, когда ты – на дороге, в экстремальной ситуации, требующей моментальных решений, холодной головы и быстрой реакции ног и рук. Там никто не скажет из глубины подстаканника моего Kaptur: «Тринадцатый! Уже вход! Руль прямее! Газ!». А твое фиаско на 360-градусном вращении вокруг расставленных квадратом фишек – это только твое фиаско, в котором пострадало лишь эго, а не чужой автомобиль или елка на обочине.

Пять советов всем водителям, независимо от стажа, от Михаила Крашенинникова:
1. Хорошо знать технические особенности своего автомобиля (работу полного, заднего и переднего приводов), правильно подбирать резину.
2. Двигаться по дорогам общего пользования с запасом во всех отношениях и быть примером для окружающих.
3. Посещать закрытые площадки (лучше ледовые и с хорошим тренером разбирать различные приемы управления автомобилем, иногда работая через ошибку.
4. Правильно настроить свое рабочее место. Правильная посадка важна, причем, не только зимой.
5. Учиться всю жизнь и тренироваться, чтобы закреплять навыки и вырабатывать новые.

Что же сказать в завершении? Конечно же, все вышеизложенное в этом немаленьком опусе вряд ли отложится в ваших головах (ну может хоть чуть-чуть). Может быть, для вас все это – далеко не новость. А может, вы совсем не понимаете, как почувствовать, куда вас несет и что при этом делать? Все может быть.
Однако единственно верный постулат, который выносишь после подобных школ, — дорога не терпит торопыг. Лед — особенно. Только выверенные, быстрые, но не поспешные действия, обдуманные головой, отработанные ею же в тандеме с руками и ногами, помогут вам избежать критических ситуаций на дороге.

Нашими подопытными были полноприводные кроссоверы Renault: Duster (бензин и дизель, механика), Kaptur (2.0 л, механика), Koleos (2,5 л, автомат). Распределение по осям – 40:60, так что повадки скорее переднеприводные

И, если есть возможность/желание/финансы обязательно пройдите хотя бы базовое обучение в любой из школ контраварийного вождения (сейчас их достаточно). И я уверена, многое там станет для вас настоящим открытием, даже если вы за рулем уже полжизни.

P.S.

Это — обновленный Renault Duster 2019 модельного года: новый руль от Logan, медиасистема MediaNav 4.0 с поддержкой Apple CarPlay и Android Auto, система Radio Connect с монохромным дисплеем двумя USB-портами, которая дружит с приложением R&GO на смартфоне, новая обивка сидений и серые 16-дюймовые легкосплавные диски Thema Gris

Сюрприз дня — Renault Arkana на льду Ладоги. Ее появление сопровождалось сильным ветром, мелким снегом с эффектом пескоструйки и усиливающимся морозцем. Поэтому камуфляж был, в целом, и не нужен. Погода все сделала сама. Все, что удалось разглядеть, это классные росчерки задней оптики и силуэт. Пока хватит. Новых технических данных пока нет, но это уже не шоукар, показанный на Московском автосалоне осенью прошлого года

Текст и фото: Елена Никитенко

Репортаж с прошлогодней Renault Winter School:
По льду и снегу Ладоги, или когда кроссоверы экстремалят

Источник: drive2.ru

Добавить комментарий